В тольяттинском Дворце культуры, искусства и творчества прошел концерт Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы» под управлением народного артиста СССР Владимира Спивакова с участием солисток из Тольятти.
Aвтор: Георгий ПОРТНОВ
Предыстория
У этого события в музыкальной жизни губернии есть небольшая предыстория. Этот концерт продолжил начатое в 1995 году сотрудничество юных музыкантов Тольятти с Фондом Владимира Спивакова, которое осуществлялось при поддержке Фонда развития культуры Автозаводского района Тольятти. За время сотрудничества более 30 тольяттинских детей посетили учрежденный знаменитым скрипачом и дирижером Международный музыкальный фестиваль в Кольмаре (Франция). Это позволило многим молодым музыкантам продемонстрировать свои способности на мировой сцене.
В 2005 году, когда готовился приезд в Тольятти Владимира Спивакова и Национального филармонического оркестра России, директор Тольяттинской филармонии Лидия Семенова посетила маэстро в Москве с предложением встретиться с музыкальным сообществом города и послушать детей, участвовавших в ряде проектов все 10 лет сотрудничества с Фондом. В их числе были Маргарита Рыбина, Ольга Кирпичева и Дмитрий Волков. В тот период они еще обучались в колледже при Московской консерватории. Скрипач и дирижер с радостью согласился, приехал, прослушав ребят, охарактеризовал музыкальные способности каждого из них и дал им ряд ценных советов.
В 2012 году, общаясь с маэстро, Лидия Семенова задумала показать ему и зрителям новый творческий этап в жизни этих трех молодых исполнителей и предоставить возможность им, уже получившим достойное музыкальное образование в Московской консерватории, выступить в роли солистов с оркестром «Виртуозы Москвы».
То, что выбор пал именно на трех этих ребят, было символично, ведь все годы сотрудничества с Фондом они активно участвовали в сессиях созданного Владимиром Спиваковым Молодежного симфонического оркестра Поволжья (МСО). Маргарита Рыбина выступает в роли постоянного концертмейстера МСО и исполняет произведения на скрипке, подаренной по просьбе маэстро французским мастером Аланом Карбонаром. Ольга Кирпичева тоже является концертмейстером и солисткой фестивальных оркестров МСО Поволжья.
Владимир Спиваков поддержал инициативу выступления солистов с «Виртуозами Москвы», нашел в своем плотном графике время для выступления, и оркестр с молодыми дарованиями стали активно готовиться к концерту. К сожалению слушателей и маэстро, виолончелист Дмитрий Волков не смог участвовать в проекте из-за запланированного заранее концерта в США, где он в сейчас проживает. Поэтому солировали на концерте только Маргарита Рыбина и Ольга Кирпичева.
Братство оркестра
О том, какие творческие отношения сложились у маэстро и оркестра с тольяттинцами, обозреватель «ВК» узнал на репетиции, на которой ему посчастливилось побывать. Ольга Кирпичева в абсолютной тишине, нарушаемой щелчками фотокамер, играет на фортепиано с «Виртуозами Москвы» Моцарта. Солистка с оркестром прекрасно чувствуют друг друга. Ольга играет эмоционально, с потрясающей для ее возраста музыкальной чуткостью к сложному произведению, при этом держит себя как полноправный участник ансамбля. Владимир Спиваков быстро заражается увлеченностью солистки и ансамбля. Такое чувство, что он не дирижирует, а ласкает сотканное Ольгой и «Виртуозами Москвы» из звуков музыкальное целое. Он забыл о простуде, на лице его появилась счастливая детская улыбка. «Молодец!» - искренне хвалит он Ольгу, и оркестр вторит ему стуком смычков по пюпитрам: похоже, высшей похвалы для музыканта быть не может, и тольяттинка, сдерживая захлестнувшие ее эмоции, уступает место Маргарите Рыбиной. В уровне исполнения она не хуже предшественницы и так играет «Цыганские напевы» Массне, что сидящие в зале невольно пританцовывают.
Уже давно стали легендой рассказы о царящем в оркестре духе братства по аналогии с братством лицеистов пушкинской поры. На репетиции я понял всю точность этого сравнения. Во время игры музыканты все как один с маэстро и солистами увлечены общим делом. В перерывах между музыкальными номерами Владимир Спиваков разряжает напряжение метко брошенной остротой, уставших и болеющих подбадривает, расслабленных мобилизует. Это даже не братство, где один за всех и все за одного, а семья. Удивительно, как органично в нее вписались тольяттинки. До последнего, пока слушаешь «Виртуозов Москвы», не покидает чувство таинства и глубокой интимности происходящего. Это какой-то закрытый недоступный слушателю мир созвучий. Поэтому музыканты на репетиции болезненно реагируют на все посторонние звуки: разрушить царящую на сцене гармонию так легко.
Музыка в сердце
Маэстро не любит говорить, предпочитая словам музыку. Однако, верный обещанию, после репетиции коротко, но вдумчиво отвечает на вопросы журналистов. Первым делом он делится впечатлениями от недавнего выступления с «Виртуозами Москвы» на Всемирном экономическом форуме в Давосе: «Язык музыки помогает в налаживании мира. Как сказал профессор Шваб, наш концерт поднял форум на духовную высоту, а это уже хорошо, тем более что на концерте играли дети Фонда».
О том, как будет подходить к грядущему юбилею, Владимир Спиваков пока не думает: у маэстро чрезвычайно насыщенная творческая жизнь, и в беседе он, прося напомнить ему число, вспоминает череду грядущих и прошедших поездок.
При такой кошмарной занятости Владимир Спиваков не забывает посвящать время поиску и воспитанию молодых дарований. «Таланты всегда были, есть и будут. - считает маэстро. - Вопрос в том, отдают ли себе в этом отчет взрослые. Во-первых, из своего опыта могу сказать, что родители не знают своих детей. А во-вторых, люди и учреждения, которые должны заниматься социальной поддержкой, помощью детям, практически не выполняют своей работы. Отдельные художественные школы сливаются с ПТУ — все это меня отнюдь не радует. Но я продолжаю делать свое дело, потому что считаю, что каждый человек относительно свободен в своем выборе. Эта возможность дана нам свыше. Василий Кандинский как-то сказал, что внутри каждого художника живет закон внутренней необходимости. Я думаю, что он живет не только в художнике, но в каждом человеке».
Скоро начинается концерт. Его программу выстроили из известных, но довольно сложных для исполнения произведений. В первом отделении звучат третий дивертисмент Моцарта и его же 12-й концерт для фортепиано с оркестром. Во втором отделении музыканты исполняют третью сонату Россини, «Размышление» Массне, «Цыганские напевы» Сарасате и Симфонию ре минор Боккерини. Ольга Кирпичева и Маргарита Рыбина играют лучше, чем на репетиции, оправдывая афоризм про беспредельность совершенства.
По традиции, на концерте «Виртуозов Москвы» присутствуют и одаренные дети, которых посадили на сцене лицом к маэстро. Публика более чем расположена к исполнителям, несет цветы и, конечно, требует исполнения на бис: музыканты играют Шостаковича и танго Пьяццоллы. Концерт окончен, звуки стихли, но музыка еще звучит в сердцах... И хочется верить, что еще сбудутся выраженные Владимиром Спиваковым надежды на возобновление тесного сотрудничества с городом.
Владимир Спиваков, дирижер, скрипач, педагог:- Рита Рыбина и Оля Кирпичева – очень хорошие девочки. Им было приятно выступать с «Виртуозами Москвы». Оля Кирпичева прекрасно играла Моцарта с чудным стилем, превосходным звучанием не хуже музыкантов, которые обучаются в Зальцбурге. А у Маргариты Рыбиной получился дуэт, потому что она ждет ребенка, - в моей практике такого еще ни разу не было. Мне и оркестрантам было приятно убедиться в том, что в Тольятти есть превосходные школы, которые дают такие кадры. Нужно постараться сохранить то, что здесь есть: прекрасную музыкальную школу, училище и традиции обучения новых кадров. Что касается дальнейшего сотрудничества с музыкальным сообществом Тольятти, я человек открытый.
Ольга Кирпичева, пианистка, выпускница Московской государственной консерватории им.Чайковского:- Для меня было большим счастьем выступить с Владимиром Спиваковым и «Виртуозами Москвы». Я хотела
показать высший класс. До репетиции боролась с охватившими меня противоположными чувствами - страхом и радостью. Но в таких ситуациях радость побеждает. На концерте с оркестром я играла любимое произведение Владимира Теодоровича – 12-й концерт Моцарта для фортепиано с оркестром. Правду говорят, что музыкантам колоссально трудно исполнять этого композитора. Исполнители должны не просто бережно сыграть его, но и подарить людям радость. Надеюсь, у меня получилось.
Газета «Волжская коммуна»