28 марта в концертном зале Ставропольской государственной филармонии состоится ещё одна большая, интересная премьера 116-го концертного сезона: поклонникам старинной музыки будет представлен проект «Легенды барокко». В программе первого вечера проекта прозвучит музыка И. С. Баха, А. Вивальди, Дж. Перголези и А. Марчелло.
Творчество этих великих мастеров относится к XVII — первой половине XVIII века — эпохе барокко — самой роскошной, величественной, грандиозной и загадочной в истории искусства. Если архитектура барокко была призвана поражать, удивлять обилием сложных украшений, масштабностью и торжественностью, вычурная одежда с обилием золота, кружев, пышные парики демонстрировали высокий статус их владельцев, живописные полотна впервые запечатлели движение и динамику, то музыка барокко впервые передала многообразный мир человеческих страстей: наслаждение и смятение, драматизм и безмятежность, ощущение быстротечности и красоты жизни, трагической незащищённости мира и человека — этой бесконечно малой, страдающей песчинки — перед холодной и бесконечной бездной Космоса.
Программу первого вечера «Легенды барокко» откроют известнейшие страницы инструментальной музыки и звучание излюбленных инструментов того времени: скрипок и гобоя. Концерты И. С. Баха и А. Марчелло для гобоя и струнного оркестра прозвучат в исполнении симфонического оркестра Ставропольской государственной филармонии под управлением Юрия Михайленко и гостя вечера — лауреата международных конкурсов, солиста Московской государственной академической филармонии, солиста оркестра Мариинского государственного театра оперы и балета, обладателя титула «Серебряный гобой России» Эмиля Мирославского (Москва).
Российский гобоист Эмиль Мирославский родом из города Зеленогорска Красноярского края. Музыкой начал заниматься с пяти лет. В 2009 году он с отличием окончил школу-десятилетку имени Гнесиных по классу гобоя, также с отличием окончил Московскую государственную консерваторию имени Чайковского в классе заслуженного артиста России, профессора А. Ю. Уткина. С 2017 года Эмиль Мирославский — аспирант Московской консерватории (руководитель профессор А.Ю. Уткин). В качестве солиста-гобоиста музыкант выступал с такими коллективами, как Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского, камерный оркестр «Русское исполнительское искусство», Национальный филармонический оркестр России, Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова, оркестр Мариинского театра и многими другими.
Не секрет, что интересных, ярких гобоистов в нашей стране не так уж много. Найти свободное время в их плотном графике большая удача. Участие Э. Мирославского в проекте «Легенды барокко» — прекрасный подарок поклонникам этого музыкального инструмента и первая встреча ставропольских слушателей с творчеством столь талантливого молодого российского музыканта.
Второе отделение проекта «Легенды барокко» пригласит слушателей в мир церковной вокальной музыки Италии и подарит счастливую возможность услышать звучание уникального мужского голоса — контратенора. За последние два десятилетия в Ставрополе выступили всего два обладателя этого голоса — Э. Курмангалиев и О. Безинских. «Контратенор — редчайший дар, подарок и достаётся, может, одному на миллион… Именно обладатели этого голоса были богами сцены — самыми влиятельными фигурами в опере, больше, чем тенора и примадонны», — пишет Д. Рубина в своем романе «Русская канарейка».
В исполнении струнного оркестра и гостей вечера — солиста Московского театра «Новая опера» имени Е. Колобова, лауреата международных конкурсов Артёма Крутько (контратенор) и солистки Московского театра «Новая опера» имени Е. Колобова, солистки Государственного академического Большого театра России, лауреата международных конкурсов Ирины Боженко (сопрано) прозвучат известнейшие произведения итальянского барокко: «Stabat Mater» («Мать скорбящая стояла») Д. Перголези и А. Вивальди.
Свою «Stabat Mater» А Вивальди писал для контральто, струнных и basso continuo (RV 621) в 1712 году по заказу церкви Санта-Мария-делла-Паче в Брешии, городе предков Вивальди. Теперь эту виртуозную, торжественно-скорбную и просветленно-величественную музыку поют не только низкие женские голоса, но и контратенора.
Д. Перголези приступил к работе над своей «Stabat Mater» в возрасте 25 лет и продолжал совершенствовать сочинение буквально до последних дней жизни, «…пока смерть не заставила его выронить перо из рук». Автор произведения прожил всего 26 лет… Как всякое истинно новаторское произведение, «Stabat Mater» Д. Перголези далеко не сразу получила признание, но ведь подобные неудачи преследовали всех великих авторов духовных сочинений — от Баха до Верди. Сегодня трогательное, лиричное и проникновенное «Stabat Mater» Д. Перголези — одно из самых исполняемых сочинений итальянской духовной музыки, подлинная легенда той далёкой эпохи.
Вся музыка эпохи барокко — это почти сплошь шедевры, и, хотя в зале Ставропольской государственной филармонии её услышишь не часто, следует сказать, что это именно та музыка, которую любят и с удовольствием слушают все: и взрослые, и дети.
Главная задача исполнителей — соблюсти все законы стиля. Главный дирижёр симфонического оркестра Ю. Михайленко с огромным увлечением работает над новой программой, он утверждает: слушателей, которые придут на концерт, ждёт настоящее высокое барокко!
vechorka.ru/article…kko/