Директор Государственной академической Капеллы Санкт-Петербурга Ольга Хомова: «ради слушателей стоит пойти на риск».
11 июня в рамках празднования Дня России и международного фестиваля «Национальная коллекция» в Государственной академической Капелле Санкт-Петербурга соберутся истинные виртуозы звука, чтобы представить программу «Эйфория». С большим успехом она прошла на сцене Берлинской филармонии весной этого года. В концерте примут участие легендарные музыканты из Москвы — баянист с мировым именем, вокалист и композитор, обладатель Национальной кинематографической премии «Ника» и Национальной премии кинопрессы и кинокритики «Белый слон» за музыку к фильму Ивана Вырыпаева «Эйфория» Айдар Гайнуллин и мастер таких редких духовых инструментов, как валторна, альпийский рог, диджериду и других, композитор, аранжировщик, импровизатор Аркадий Шилклопер, более 10 лет живущий в Германии.
Оказавшись на днях в Петербурге, корреспондент «ВМ» встретилась с Ольгой Хомовой, генеральным директором Капеллы. В преддверии летних фестивалей и премьер мы говорили о прочной связи между двумя столицами, имя которой — музыка.
— Ольга Сергеевна, насколько тесно сегодня Капелла взаимодействует с московскими музыкантами?— Капелла на протяжении многих лет была и остается центром певческой культуры России. Так было и при царе, и при советской власти, ситуация не меняется и сегодня. Хоровые коллективы из столицы — наши постоянные гости и друзья. После того, как в последние годы под эгидой Ольги Юрьевны Голодец (заместитель председателя правительства Российской Федерации — «ВМ») возродилось Российское хоровое общество, многие проекты, например, мероприятия, посвященные недавно прошедшим Дням славянской письменности и культуры, творческую часть которых в Петербурге курирует Капелла, проходят в тесном соприкосновении с Москвой. Кстати, совсем недавно на гастролях в столице был симфонический оркестр Капеллы.
— Кто-то из столичных исполнителей запомнился вам особенно?— Выделить из наших друзей кого-то одного просто невозможно. Все они прекрасные музыканты, которых мы всегда рады видеть на сцене Капеллы. С нами работали такие музыкальные коллективы, как концертный мужской хор «Пересвет», «Жар-Сокол хор», ансамбль «Сирин», органисты Василий Долинский, Константин Волостнов, Людмила Голуб и Анастасия Сидельникова, пианистка Мария Гамбарян и Государственный духовой оркестр России. К тому же, на одном из мероприятий мы устраивали настоящую перекличку многотысячных хоров между двумя столицами.
— В каком формате это происходило?— Несколько лет назад у стен Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге собрался пятитысячный хор, и не менее многочисленный хоровой коллектив в это же время пел на Красной площади в Москве. Мы устроили настоящий телемост между нашими городами. Хором в Петербурге руководил художественный руководитель Капеллы, народный артист СССР и лауреат государственных премий Владислав Чернушенко. Кстати сказать, он довольно часто участвует в различных образовательных проектах совместно с столичными хоровыми училищами, хоть и говорят, что между московской и петербургской школами довольно много отличий. Еще одно связующее звено между нами и столицей — орган Капеллы.
— Вы говорите о том, что московские органисты часто выступают у вас?— Не только. Несколько лет назад наш орган был отправлен на реконструкцию. Она проводилась в Германии. Одним из членов комиссии, экспертом, который контролировал процесс работы с нашим органом, был главный смотритель органов Московского Дома музыки, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры акустики МГУ им. М. В, Ломоносова Павел Николаевич Кравчун. Не в последнюю очередь благодаря ему орган вернулся в Петербург и уже с новым звуком продолжил звучать в стенах Капеллы.
— Существуют ли сегодня совместные проекты между Капеллой и Московской филармонией?— Стоило открыться Концертному залу им. С. В. Рахманинова или Филармония — 2, как симфонический оркестр Капеллы оказался на этой сцене. Мы очень плотно взаимодействуем с столичной Филармонией и ее генеральным директором Алексеем Алексеевичем Шалашовым. Одним из знаковых совместных проектов между нами был большой концерт в конце прошлого года, посвященный композитору Георгию Свиридову. В его сотый день рождения, 16 декабря, на сцене Московской филармонии состоялся, без ложной скромности, самый знаковый концерт в стране. В нем принимал участие и хор Капеллы Санкт-Петербурга под руководством Вячеслава Чернушенко. Но это далеко не все. Мы принимаем активное участие в программе «Филармонические сезоны», которая курируется столичной Филармонией. Есть миф, что если проектом руководят москвичи, то и музыканты в нем участвуют исключительно московские. Ничего подобного. Благодаря «Филармоническим сезонам» мы активно гастролируем по России.
— Где проходили концерты в рамках этого проекта?— В рамках «Филармонических сезонов» мы ездили по Сибири, Дальнему Востоку, Кавказу. Эта программа родилась при поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Конечно, мы подчиняемся Комитету по культуре правительства Санкт-Петербурга, которому благодарны за мощную поддержку, но мы всегда с радостью принимаем участие в крупных министерских проектах. Одним из них стал виртуальный концертный зал. По поручению министра культуры Владимира Мединского в прошлом году Алексей Шалашов, гендиректор Московской филармонии, должен был распространить этот проект по всей России. Еще год назад виртуальный концертный зал существовал только в филармониях Москвы и Екатеринбурга. Теперь он есть и у нас.
— Виртуальный зал, насколько можно судить, способствует тому, что все больше молодых людей обращаются к классике. Как еще сегодня можно заинтересовать молодежь симфонической музыкой?— Еще несколько лет назад на классических концертах молодых слушателей можно было встретить гораздо реже. Такого интереса, который существует сегодня, просто не было. Но для того, чтобы он появился, нужно было упорно работать, что мы и продолжаем делать и сегодня. К сегодняшним зрителям, к молодым людям требуется особенный подход, внимательное отношение, потому что часто они думают, что концерт симфонического оркестра — это очень скучно. К примеру, мы вместе с руководителем нашего оркестра Александром Чернушенко в один прекрасный момент просто решили, что симфонический оркестр Капеллы должен играть все — от классики до симфоджаза и даже симфорока. Но начиналось все, конечно, с инфраструктуры самой Капеллы.
— Бесплатная зона wi-fi и создание выставочной галереи? С этого все началось?— Именно. Но все-таки это дополнительные способы привлечь к нам молодых слушателей. Мы создавали целый ряд достаточно ярких и по-своему рискованных проектов, чтобы привлечь к себе молодежь. Например, именно в Капелле впервые прошел концерт симфонического оркестра с… ди-джеем. В нем принимал участие оркестр Ильи Иоффа, а пластинки крутил знаменитый и очень интересный в плане музыки Винсент Вега. При этом музыка была абсолютно классической. Были опасения, что люди придут только на первое отделение, а уже на втором разойдутся, так что это событие мы позиционировали как «концерт-променад», новую форму и не закрывали двери. Но никто не ушел. При этом в программе была исключительно классика — Вивальди, Бах, Моцарт. Слушатели были очень заинтересованы. Вечер получился удивительно приятным. А уже наш оркестр играет очень много музыки современных петербургских композиторов.
— Насколько мне известно, на сцене Капеллы не раз бывали совсем не классические звезды…— У нас получился очень интересный проект совместно с Борисом Гребенщиковым. Здесь его музыка встретилась с оркестром. Эта история рождалась в муках. Я не шучу, ведь весь проект был задуман не как выступление звезды под аккомпанемент симфонических инструментов, как это модно делать последние годы. Это было настоящее творческое содружество, отдельная программа, разработанная нашими музыкантами и Борисом Борисовичем. И когда в нашем репертуаре стали появляться подобные проекты, наш зал существенно помолодел.
А не так давно на нашей сцене выступал голландский композитор Луи Андриссен, очень популярный среди молодежного движения хипстеров. Мы и здесь серьезно опасались реакции, но на риск пошли. У нас был полный зал. Это был не просто концерт, а встреча с ним, возможность общения, беседы. Наши гости могли задавать ему свои вопросы.
— Вы организовывали подобные беседы в дальнейшем?— Да. Но с другими участниками. Совсем недавно мы создали проект для думающей молодежи. Это серия встреч с известными людьми нашего города. Мы начали с беседы с Константином Учителем, искусствоведом, доктором наук, театроведом. Тема этой встречи звучала так: «Что вы всегда хотели знать о театре, но боялись…» Наши гости заранее присылали свои вопросы, он готовился к ответам на них. Эти встречи будут продолжаться и дальше. Мы приглашаем на них и медийных лиц, и деятелей культуры, и других известных персон.
— Вы пробовали соединять разные виды искусства в одних проектах?— Мы постоянно создаем что-то подобное. В стенах Капеллы художники, к примеру, рисовали музыку Рахманинова, Чайковского. В таких акциях участвует большое количество творческой молодежи, студентов. Недавно с одним из ВУЗов Санкт-Петербурга у нас родилась еще одна интересная идея. Будущие архитекторы и ландшафтные дизайнеры изучали элементы старинной архитектуры в Капелле, создавали фотоработы с элементами дизайна. Сейчас, пока мы разговариваем с вами, у нас идет выставка дизайнерских украшений, созданных руками Тины Хмельницкой, дизайнера и доктора искусствоведения. При этом люди, которые приходят на выставку, могут посетить и наши концерты. Все, что происходит сегодня в Капелле — ярко, сильно и обязательно понравится нашим гостям.
— Вы много лет преподаете в Санкт-Петербургской академии театрального искусства, возглавляете Капеллу. Что лично вы думаете о сегодняшнем новом поколении?— Они мне нравятся. Они яркие, интересующиеся, живые. И мне кажется, что они лучше нас, потому что иначе не было бы развития цивилизации. Сегодня для молодых людей существует огромное предложение — интернет, телевидение, огромное количество клубов, выставок. Набирают популярность занятия спортом. Конечно же, как учреждению культуры, нам нужно прилагать дополнительные усилия, чтобы привлечь их внимание. И это непростая история, ведь первоочередная наша задача — классическая музыка. Но мы можем добавить в наши концерты элементы, например, визуализации. У нас есть несколько экранов. Пока хор поет духовную музыку, на экранах транслируются картины из Эрмитажа, фрески или иконы российских и европейских храмов. Это расширяет диапазон восприятия. Для сегодняшнего поколения это особенно важно, потому что им хочется как можно больше увидеть и услышать, как они говорят, «окультуриться по полной». Мы понимаем это и даем им как можно больше информации. К концертам классической музыки мы иногда добавляем некий видеоряд, приглашаем художников, которые рисуют прямо во время концерта. Так интереснее.
— Значит, традиционный формат классических концертов постепенно уходит в прошлое?— Конечно, нет. Но за счет новых проектов мы объясняем новой, молодой публике, что классическая музыка, к примеру, Carmina Burana Карла Орфа или Шестая симфония Петра Чайковского — это очень интересно и ничуть не сложно для восприятия. До сих пор бытует мнение, что классику может слушать только хорошо подготовленный слушатель. Но это не так. Мы даем концерты от «ноль плюс». У нас есть программы для женщин в положении, для малышей, для детей всех возрастов. Иногда нам звонят молодые мамы, чтобы приобрести абонемент и спрашивают: не рано ли их ребенку слушать симфоническую музыку, если ему исполнилось всего два года. Самое время. Ему же пока никто не успел объяснить, что это неинтересно, скучно. Дети на концертах не капризничают, а внимательно слушают. Для них это что-то новое.
— А что такое музыка лично для Вас?— Знаете, мои родители познакомились в Капелле на «Реквиеме» Моцарта (смеется). Серьезно. Мне очень близко выражение Александра Сергеевича Пушкина: «Одной любви музыка уступает, но и любовь — мелодия!». Музыка сопровождает нас всю жизнь. В Петербурге была интересная радиопередача «Музыкальные истории». Ее автор Марина Ланда приглашала в студию людей самых разных профессий и беседовала с ними о том, как их в течение жизни сопровождала музыка, как влияла на них. К конце программы выяснялось, что она оказала на судьбы героев настолько сильное влияние, что во многом сформировала их личности.
— Кто прививал вам любовь к музыке?— Мой дедушка. Он был народным артистом, оперным певцом. Все мое детство он распевался каждое утро по часу и только после этого шел на репетицию в Малый оперный, а ныне Михайловский театр. Утром он делал дыхательную гимнастику, пел и лишь после этого выходил из дома. Мои родители никакого отношения к музыке не имели. Мама была преподавателем, а отец — научным работником. Но с самого детства я привыкла слушать оперу по утрам. И это ощущение музыки, постоянно сопровождающей меня, осталось со мной на всю жизнь. Мне кажется, подобное ощущение есть у каждого из нас. Люди любят петь. Они поют, когда радуются или когда печалятся. В Капелле есть замечательный проект, созданный Владиславом Чернушенко, и посвященный Великой Победе. Он прослеживает музыку, начиная за несколько лет до начала войны, через военные годы и завершается песнями конца сороковых. И мы можем услышать, как композиторы предчувствовали надвигающуюся угрозу, как переживали через музыку Великую Отечественную, боль, радость побед, чувства. Удивительно, но в самые сложные годы войны они писали радостные, чудесные песни. Человек всегда выживал благодаря музыке.
АННА ПОВАГОvm.ru