Татьяна Душутина. О концерте Варвары НЕПОМНЯЩЕЙ. Муром. Филармония XXII сезон 2016−2017

Добавлено 26 ноября 2016 елена пономарёва

Варвара Непомнящая (фортепиано), Муромская «Филармония»

Эхо «бис» Мурома Варя Непомнящая слышала уже в поезде на Санкт-Петербург

Большинство завсегдатаев Муромской филармонии стараются не пропускать традиционные ноябрьские выступления — из года в год — потрясающе вдохновенную игру пианистки Варвары Непомнящей. И всё равно им трудно удержаться от сильных эмоций. Что же касается муромских зрителей и слушателей, которые приходят впервые на её концерт, то они испытвают некое подобие шока. Как это, было, например, с нашими экспресс-интервьюируемыми после концертов гамбурско-московской гостьи Варвары: как с Ольгой Шеиной («Как она может всё это запомнить и играть без нот на рояле, исполняя наизусть гениального и так мало жившего на свете Моцарта?!«), как с Ниной Кудасовой («Откуда в ней, эдакой хрупкой, такая сила за музыкальным инструментом — аж мурашки по коже?!) и как с известным невропатологом Людмилой Дубинской после нынешнего ноябрьского выступлении лауреата многих международных конкурсов:

— Я приехала к началу концерта и не смогла близко припарковаться, так много было машин у третьей музшколы, а потом в зале увидела аншлаг. Уже одно это заинтриговало.
— Вы впервые слушали нашу обожаемую Варю?
— Да. И впечатлило очень — сильная игра, невероятно!

Одарённая пианистка так выкладывалась по обыкновению, что до антракта, после исполнения произведения В. А. Моцарта — Фантазии до минор KV.475 — у неё была ещё одна небольшая пауза. Краткая передышка — для Фантазии до мажор OP.17 Роберта Шумана (а во втором отделении — совершенно изнурительно-сложная для исполнителей Соната си минор S.178 Ференца Листа). Поправить волосы, растереть покрасневшие пальчики, сосредоточиться-собраться в единый стальной стержень под цвет шёлкового платья в пол, подчёркивающего стройность её фигуры, с женственно-открытыми по плечи руками. И снова — «в бой!» К замершему в немом восхищении зрителю, которого Варвара Непомнящая никогда себе не позволяет разочаровывать. Игра вполсилы или под предлогом не совершенного рояля в провинции — это не для неё отговорки. Всё — по максимуму: от ответственности перед ушедшими в вечность гениальными композиторами до уважения слушателей-профессионалов и даже дилетантов. И всё же был повод для огорчения. Почему?! Слушайте дальше — после небольшого лирического отступления в этом фоторепортаже.

В антракте, пока Варя поправляла длинные пряди, своё рассыпавшееся после экспрессивной игры рыжеволосие и укрепляла снова «хвост», по-свойски зашла к ней на минуту в запретную комнату — учительскую ДМШ № 3. В порядке исключения: вручить свой скромный презент всеобщеобожаемой любимице, ставшей для многих из нас в какой-то степени родной, встречи с которой мы терпеливо ждём целый год. И очень ей рады, понимая при этом, как ей нелегко выбраться в Муром с её-то востребованностью в стране и за рубежом в лучших мировых концертных залах. Варя это ценит и понимает — без высокомерного снисхождения с её музыкального Олимпа, а просто, скромно, по-человечески взаимно тепло, как она однажды мне сказала: «В Муроме мне всегда теплее, чем в иных больших городах».

И уже Елена Пономарёва объявила нам, зрителям, что времени на дополнительное произведение на «бис», как обычно, и на автографы у зрителей и вопросы от корров не будет — пианистка должна ехать на поезде в Питер, и время уже поджимает. Заскочила вихрем на правах человека, который уже давно с ней знаком, а о её выступлениях до и после сообщает и пишет на портале — как одном из оказывающих МФ информационную поддержку в последние годы; общается с ней в соцсетях, разделяет в унисон её поэтические пристрастия в отношении Иосифа Бродского или Александра Дольского, например.

Автор этих строк вдобавок, возможно, слишком наивно полагает, что «слышит» её чуткую душу. Поэтому узнав частичку её личной истории не от неё самой, совершенно не многословной, но и не отмахивающейся от лобовых вопросов (в смысле — по Андрэ Моруа: не бывает неприличных вопросов — бывают неприличные ответы), решила уточнить сей интересный факт. Да и другие зрители и поклонники её таланта, видя неординарный облик Вари, такой женственно-загадочной, мило смущающейся от цветов и сумасшедших аплодисментов, иногда словно сошедшей со средневековых живописных полотен, время от времени задают вполне безгрешный светски-обывательский вопрос, мол, сколько ей лет и замужем ли. Рискнула — спросила о личном.

— Варя, на День города я познакомилась с интересной женщиной, тёзкой, музыкантом, работающей во Владимире у известного маэстро Маркина. Живёт она в Муроме, ездит туда на работу по графику. Она — тётя музыканта-земляка, предельно ею обожаемого, ныне москвича. И, по её словам, Вашего бывшего поклонника. Дескать, племянник предлагал Варе руку и сердце, но она (т. е. — Вы)предпочла семейной жизни музыкальную карьеру и профессиональный рост в Гамбурге.

Варя ответила мне предельно лаконично и искренне:

— Было дело! Он — композитор…
— Чем-то сокровенным пожертвовали… Не жалеете?
— Нет.
— Извините за откровенный вопрос. Зато, не скрою, столько радости Вы нам приносите своей игрой!
— Спасибо.

Всё — вопросов больше нет, ибо далее уже от уточнения реального факта может нечаянно начаться то, что называется: лезть в чужую душу без приглашения. Во время раздачи автографов музыкантам задают немало разных вопросов и как личности, и как современнику. И они чаще охотно отвечают. В этот раз такая возможность спросить о личном предоставилась только автору этих строк. И то — как профессиональная данность. Может, в будущем мы узнаем новости, которые взаимно сочтем отрадными для всех, кому так симпатична Варя. Гениальные гены и их продолжение, к примеру, — как пожелание к грядущему Новому году.

Сожаление от необщения после сцены у зрителей удвоенно сопереживает руководитель Муромской филармонии. Вот что она выразила в своём посте в Фейсбуке после концерта. Елена Пономарёва написала: «Сразу после концерта торопились на вокзал. Ленинградский поезд уходил в 21.28. Там два концерта. С оркестром Варя играет два концерта Моцарта и сольный. Так боялась опоздать, что лишила нас бисов…. А мог бы быть Скрябин!!! Так обидно!… Разговоры в учительской после концерта. — Слушать можно бесконечно- — Какое пиано…. какое туше… просто невероятно… — Как звучит наш рояль… — Какой масштаб, программа… Всё говорится негромко, с каким-то глубоким благоговением. Фотографии Владимира Гурина без слов подтверждают уникальность события. Есть надежда, что через год, перед поездкой в Южную Америку, Варвара Непомнящая заглянет в Муром. И мы услышим дорогого друга. А в программе будет Александр Скрябин!».

Вот и снова будем ждать целый год и надеяться на желанную встречу с Варей Непомнящей — замечательным человеком и в высшей степени преданной музыке профессионалу с большой буквы.

Татьяна Душутина. Фото В. Гурина и автора
www.murom.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору