У звезд своя гримерка и концерты с УЗИ для нерожденных малышей
Итальянская готика. Иностранцы восхищаются зданием. Фото: М. Крыжановская
Одесская областная филармония на улице Бунина, 15, привлекает не только любителей классической музыки — насыщенной концертной программой, но и туристы, которые приходят рассмотреть само здание, построенное в стиле итальянской готики. Мраморные и деревянные лестницы, панно художника Николая Каразина и кедровый потолок без гвоздей может увидеть каждый желающий, ну, а «Сегодня» отправилась посмотреть, как протекают трудовые будни за кулисами.
Репетиция. Раз в пять лет комиссия проверяет талант артистов. Фото: М. Крыжановская
В репетиционном зале расположился Национальный одесский филармонический оркестр и его руководитель Хобарт Ерл. Стараясь не мешать музыкантам, администратор Людмила Аксенова провела нас к деревянной винтовой лестнице.
Закулисье тут небольшое, а перед проходом на сцену висит зеркало, чтобы артисты могли взглянуть на себя. Из-за дверей Большого зала доносятся звуки оперной арии, а в холле — нарядные музыканты с разными инструментами, волнуясь, ждут своего выхода. От этого выступления будет зависеть, останутся ли они еще на пять лет артистами филармонии…
Гримерка. Тут хранят музыкальные инструменты. Фото: М. Крыжановская
Начальник концертного отдела Нина Ксида говорит, что мы попали как раз на аккредитацию. «Такие мероприятия стимулируют артистов. Ведь они готовятся к проверке, боятся замечаний и выбирают сложные произведения, чтобы произвести впечатление на комиссию», — поясняет собеседница.
Лестницы. Эта — ведет артистов прямо на сцену. Фото: М. Крыжановская
В филармонии четыре старенькие гримерки, все — разных размеров. В отличие от театральных, тут хранятся не предметы перевоплощения и декорации, а музыкальные инструменты. В одной из комнат, мы нашли пианино «Украина». Музыкант, зашедший сюда после репетиции, признался нам, что в гримуборных, как правило, царит веселье, тут играют в нарды и домино. «А пианино — раритетное, мы тут не только переодеваемся, но играем и танцуем», — шутит артист. Есть тут отдельная гримерка для заезжих звезд и дирижера — в ней мы также увидели пианино, а еще — букеты и бандуры.
В администрации нам рассказали, что Одесская филармония — единственная, где проводят специальные концерты для еще не родившихся малышей и наблюдают «эффект Моцарта». «Мы подбираем спокойную музыку, чтобы мамочка не тревожилась. Это произведения Моцарта и его современников. Перед концертом акушер-гинеколог читает короткую лекцию, а после — проводит УЗИ. Сама не перестаю удивляться, когда на экране вижу, как ребенок улыбается», — рассказывает наша собеседница и добавляет, что после рождения улыбка остается такой же.
«Потом этих деток приводят к нам на концерты, а однажды, сразу после того как музыка в зале умолкла, одна из женщин воскликнула: „Спасибо за ребенка!“. Она приходила к нам и будучи беременной», — вспоминают в филармонии.
Уникален этот дом культуры не только количеством концертов, узнать о годовом расписании которых можно еще в сентябре, но и тем, что сотрудничает с французскими музыкантами в рамках проекта Carte postale. В планах — организовать тематические вечера совместно с музеем западного и восточного искусства. «Например, гости будут слушать музыку XVIII века в окружении картин этой же эпохи», — рассказывает Нина Ксида.
КОНЦЕРТЫ В КОРОВНИКАХ И АВТОГРАФЫ НА ШКАФУ
Гримерка в подвале. С автографами гастролеров. Фото: М. Крыжановская
В филармонии нам признались, что ждут меценатов. Идей у администрации множество, а вот средств на их реализацию не хватает, ведь финансирование крайне скудное. Подсобные помещения здесь скромные и даже аскетичные. В самом большом подвальном помещении музыканты камерного оркестра переодеваются в свои черные фраки, а одежду хранят в густо исписанных автографами белых шкафах. Среди прочих мы обнаружили подписи певца Pianoboy и группы «Лесоповал».
В свободное от концертов и репетиций время, у артистов есть возможность передохнуть тут и пообщаться.
Мастер художественного слова Елена Куклова, которая скоро будет отмечать свой 50-летний юбилей работы в филармонии, рассказала нам, что с тех пор, как артистов перестали отправлять на концерты в колхозы, их трудовые будни стали строже. «Раньше выступали и перед доярками. Причем, как только один из музыкантов решал надеть лаковые туфли, нас отправляли в коровник!» — вспоминает артистка.
www.segodnya.ua