Филармония джазовой музыки отметила свой 27-й день рождения. Формат празднования был вполне традиционным — большой фестиваль с участием как петербургских, так и приглашенных звезд джазовой сцены. Отличие было лишь в том, что «дэ-эр» первого (и долгое время единственного) отечественного джазового филармонического учреждения отмечался не три, а «всего лишь» два дня. Неподражаемый бессменный концертный ведущий Владимир Фейертаг высказался об этом со всем возможным изяществом: «Позвольте мне не комментировать очевидные и всем понятные причины подобной новации». Как бы то ни было, но и два концертных дня вместили столько ярких и витальных выступлений, что впечатлений от них должно хватить до летнего финала филармонического сезона.
Чествование «именинника» начал уникальный фестивальный проект «Три вибрафона». Вибрафон — крайне редко используемый теперь ударный музыкальный инструмент с чарующим, выраженно мистическим тембром. Услышать его — большая удача для любого меломана. А тут — сразу три! Автор идеи, народный артист России маэстро Давид Голощекин, собрал на сцене сразу трех солистов, добившись не только симфонической мощи звучания джазовых композиций, но и иллюстрируя дух преемственности традиций джазового диалога между музыкантами, где каждый исполнитель не только блестящий солист, но и чуткий партнер ансамбля.
Увидеть на одной сцене Давида Голощекина, мастерски владеющего вибрафоном, а также известного вибрафониста и композитора, выпускника Санкт-Петербургской консерватории Алексея Чижика и московского мастера игры на вибрафоне, композитора и участника массы интереснейших джазовых проектов Алексея Текучева… Это по-настоящему царский подарок и для многолетних завсегдатаев джазовой филармонии, и для новых гостей, впервые пришедших на этот теплый, потрясающе светлый и душевный музыкальный концерт. Важно отметить, что чарующим звукам вибрафонистов аккомпанировало трио Николая Сизова (фортепиано), Вадима Михайлова (контрабас) и Виктора Щербина (ударные). Еще первый концертный день вместил в себя парад джазовых гитаристов.
Нет, никто не маршировал по заснеженному Загородному проспекту, пытаясь принести в зимний город горячее дыхание Нью-Орлеана. Гости умиротворенно потягивали благородные напитки возле главной джазовой сцены нашего богоспасаемого города. А на ней действительно был парад — профессионализма, отличного вкуса и прекрасного, по-настоящему «деньрожденного», настроения. Филармонию джазовой музыки поздравляли лучшие петербургские гитаристы: Ильдар Казаханов (композитор и один из самых востребованных исполнителей на петербургской клубной сцене), мэйнстримовый гуру Гасан Багиров, лидер трио Андрей Рябов, талантливый молодой гитарист Михаил Эдельштейн.
Второй концертный день был совершенно иным по составу участников, однако — и это поразительно — по почти осязаемому глубокому, вдумчивому, заинтересованному «атмосферному» подходу к делу он полностью гармонировал с уже увиденным и услышанным накануне. Программа, конферанс, располагающая интеллигентная манера выступления — все было больше похоже на сосредоточенную ответственную работу профи, нежели на бесшабашное саморазвлечение «виновников торжества».
Первое отделения второго дня было отдано еще одному фестивальному «суперпроекту» — выступлению «Трех кларнетов». Специально для этого концерта в Петербург был приглашен финский кларнетист и саксофонист Анти Сарпила — один из выдающихся представителей традиционного джаза мирового уровня. В конце 1980-х он участововал в концертах, посвященных памяти Бенни Гудмэна в «Карнеги холле» и Дюка Эллингтона в «Ройял фестивал холле». Тогда же Сарпила основал свой ансамбль Anti Sarpila Swing Band, а затем и более масштабный Anti Sarpila Classic Jazz Orchestra. В середине 1990-х высокий (причем, в прямом значении — тоже) финский гость выступил организатором финско-шведского квартета Swedish Swing Society — аналог квартета Бенни Гудмэна, с которым дважды выступал на фестивале «Свинг белых ночей» в Санкт-Петербурге.
В «Трех кларнетах» Анти Сарпила выступил в партнерстве с талантливым петербургским кларнетистом Федором Кувайцевым и восходящей звездой петербургского традиционного джаза Константином Хазановичем. Финн, что бы там ни говорили про северный скандинавский темперамент, выглядел поп-звездой на фоне хоть и улыбчивых, но заметно более сдержанных и не заигрывающих с публикой петербуржцев. Разумеется, общей «картины дня» он не портил — просто слегка раздвигал рамки привычного восприятия и джазменов, и джазового исполнения.
Кларнетисты выступали в сопровождении «Джаз-классик трио» (пианист Андрей Зимовец, контрабасист Николай Затолочный и Егор Крюковских, ударные). Этот коллектив показался нам очень интересным и в высшей степени артистичным: наверняка «Джаз-классик трио» тоже концертирует в Филармонии джазовой музыки, надо обязательно будет сходить на их сольное выступление тоже. Потрясающе сложное и красивое соло на вибрафоне исполнил создатель и бессменный руководитель Филармонии джазовой музыки Давид Голощекин.
Финалился большой новогодний фестиваль джаза выступлением молодой талантливой джазовой вокалистки Юлии Касьян. Она — лауреат премии президента РФ Владимира Путина по поддержке талантливой молодежи и международного конкурса «Санкт-Петербург в зеркале мировой музыкальной культуры», лауреат джазового конкурса «Осенний марафон» (проходит в Петербурге) и екатеринбургского «Международного музыкального конкурса» в номинации «джазовый вокал». Обладая выраженной драматической манерой исполнения, богатым «бархатным» тембром, Юлия Касьян производит сильное, почти «электрическое» впечатление. Помогали добиться этого мощного сценического эффекта постоянный партнер Юлии Касьян, замечательный петербургский пианист Николай Сизов, контрабасист Вадим Михайлов, Виктор Щербин (ударные) и специальный гость, участник «Парада джазовых гитаристов» из первого концертного дня, Гасан Багиров. Маэстро Голощекин великолепно солировал на фюгельгорне, вибрафоне и электрооргане Hammond. Если бы хотя бы каждый пятый руководитель культурного учреждения в нашем городе демонстрировал подобную же профессиональную потенцию, ситуация в городе с интересными событиями была бы просто блестящей и бесконечно далекой от нынешнего, выраженно кризисного состояния культуры.
Важным итогом двухдневного фестиваля в Филармонии джазовой музыки для меня стал не только блестящий исполнительский уровень всех музыкантов, отлично подобранная и сбалансированная программа, но и выраженный просветительский дух всего мероприятия. Интересными рассказами и важными ремарками о классиках жанра и о выступавших на сцене музыкантах гостей буквально подвели к открытым дверям, ведущим в мир джазовой музыки и ясно дали понять, какие сокровища доступны всем — было бы только желание исследовать и узнавать этот мир. В этом, пожалуй, главное отличие джазового дня рождения от обыкновенного: голова ясная и безболезненная, единственное острое желание — погрузиться в интернет-исследование тематических ресурсов, посвященных славной истории джаза и ее сегодняшнему, не самому простому, периоду развития.
Александр Быстрых
nevnov.ru