Предстоящие мероприятия

Ульяновск
21 декабря 2024

Ульяновск
28 декабря 2024

Ульяновск
29 декабря 2024



Ульяновск
4 января 2025

Ульяновск
5 января 2025

Ульяновск
6 января 2025

Ульяновск
8 января 2025

Ульяновск
10 января 2025

Димитровград
11 января 2025

Читайте на эту же тему







Ульяновский оркестр народных инструментов готовится отметить юбилей. «Надежды маленький оркестр…»

Добавлено 19 февраля 2014 muzkarta

Ульяновская филармония

Единственный в городе гусляр играет в Ульяновском оркестре народных инструментов. Более того, наш Садко - девушка, и она уверена, что этот инструмент никак нельзя назвать вымирающим. Также обстоит дело со многими артистами этого коллектива - здесь умеют быть верными своим сценическим «партнерам», будь то балалайка, баян или домра. Послезавтра оркестр отметит свое 20-летие, и накануне юбилея музыканты рассказали «УП», чего им не прощает дирижер, можно ли сыграть Скрябина и Грига на балалайках и почему хороший инструмент стоит дороже айфона.

Свой первый концерт Ульяновский государственный оркестр русских народных инструментов дал 20 февраля 1994 года. Его создатель и бессменный руководитель Евгений Федоров не случайно так бережно хранит эту первую афишу - тот концерт был для него своего рода триумфом, доказательством того, что его многолетние усилия были не напрасны.

Оркестр «для себя»

Как самодеятельный коллектив оркестр собрался задолго до официального основания - в 1984 году, а значит, первые десять лет его артисты играли на общественных началах. Все это время их работа никак не оплачивалась, и главной наградой за многочасовые репетиции был выход к публике. Когда их спрашиваешь, почему они соглашались работать без зарплаты, они лишь пожимают плечами: «А как же иначе? Это же удовольствие - играть в оркестре!».

- Они действительно не бунтовали, - говорит дирижер оркестра Евгений Федоров. - Время такое было, да и потом люди просто соскучились по коллективному музицированию. К тому же мы чувствовали, что наша работа нужна не только нам, но и слушателям.

7 июня 1993 года народный оркестр областного дома народного творчества наконец появился на бумаге. 55 музыкантов, принятых в штат, собрались в сентябре и уже через пять месяцев дали первый концерт в статусе профессионального коллектива. В то время Евгений Федоров работал замначальника городского управления культуры. Он улыбается: получается, собрал оркестр сам для себя, ведь на документе о создании коллектива и присвоении ему статуса профессионального стоит и его подпись. А впрочем, так и получилось: все 20 лет Евгений Федоров сам руководил оркестром. За это время он воспитал не одно поколение музыкантов и сумел создать в коллективе такую атмосферу, что, даже уходя из оркестра на другую работу, музыканты все равно возвращались.

Гусляр Олеся

20 лет педагогического стажа в Ульяновском училище культуры для Евгения Федорова не прошли даром. Применительно к оркестру опыт преподавания обернулся для него умением распознавать «штучный» талант и направлять его в нужное русло. Одно из таких открытий - Олеся Бердяева. Несмотря на то что девушка - аккордеонист по специальности, ее пригласили в народный оркестр, чтобы играть на клавишных гуслях. Специфичное старинное звучание инструмента очень быстро увлекло саму Олесю. К тому же она быстро сумела «договориться» с необычным партнером.

- Никакой сложности при переходе с одного инструмента на другой не было, - девушка словно бы удивляется тому, что ее умение кажется уникальным. - И тут, и там партия строится на аккордах, это несложно. Конечно, когда я только начинала осваивать инструмент, были трудности - нужно было научиться, чтобы звук был мягким, ровным, без «треска», но потом с опытом пришло и умение.

Вопреки расхожему мнению, Олеся уверена, что этот инструмент не забывается - не случайно гусли так распространены во всех профессиональных и даже ученических оркестрах, а многие композиторы включают в свои произведения партию этого инструмента. Кроме того, именно на гусли возложена важная миссия быть оркестровой педалью - тем интонационным стержнем, который связывает звучание оркестра в единое полотно.

- Друзья часто спрашивают у меня про мою работу, им интересно увидеть, как выглядят гусли, как они звучат, - рассказывает Олеся. - На самом деле это очень тонкий инструмент, к нему обязательно нужно найти подход, почувствовать его специфику, и только тогда он зазвучит красиво.

«Это же так просто!»

- Когда создавался наш оркестр, я училась в Горьковской консерватории. Чтобы поддерживать свой профессиональный уровень, мне нужно было либо заниматься сольной карьерой, либо работать в коллективе. Я выбрала второе, ведь это же удовольствие - играть в оркестре! - говорит Светлана Крашенинникова, еще одна воспитанница Федорова.

Она - его ученица по муз-училищу и она же - одна из первых, кто пришел в оркестр и кто работает в нем по сей день. Светлана рассказывает, что свой инструмент - домру - она даже не сама выбрала. Просто ее маме очень нравилась балалайка, а в музыкальной школе принимали учеников только на класс домры.

- Мне показали картинку из энциклопедии, потому что 7-летняя девочка понятия не имела, что такое домра, - вспоминает Светлана. - И сначала я занималась по инерции, потом, уже в средних классах, когда начались конкурсы, появились первые успехи и достижения, начала чувствовать инструмент. А потом оказалось, что у меня абсолютный слух, все преподаватели говорили, что есть все данные для того, чтобы профессионально заниматься музыкой. Все меня хвалили, а мне казалось, что это так просто, у меня все само собой получалось!

Позже в девушке проснулась и любовь к инструменту. Настолько, что, повзрослев, она сумела заразить этой страстью и свою дочь. Сейчас она уже окончила консерваторию и живет в Казани, где играет в национальном оркестре.

Тридцать лет проработав в оркестре, Светлана признается, что в ее деле многое зависит не только от музыканта. Качество инструмента для домриста так же важно, как для скрипача или пианиста. Поэтому и цена у инструментов соответствующая - не менее 50 тысяч рублей.

Правда, мастеров, умеющих делать свою работу на совесть, не так много, неудивительно, что многих из нх музыканты знают по именам.

Балалайка для Гулливера

В семействе балалаек этот инструмент занимает особое место. Он самый большой по размерам, а по динамике и звуку - самый мощный и низкий. Иногда от исполнителя требуется и недюжинная сила: низкий строй инструмента подразумевает наличие толстых витых струн, озвучить которые бывает нелегко. В Ульяновском оркестре на балалайке-контрабасе играет директор коллектива Сергей Сафронов. В оркестр он пришел как баянист и, имея за плечами опыт игры на балалайке, освоил и этот инструмент.

- Учился я буквально на ходу, - вспоминает он. - Было, конечно, трудно, но справился быстро. Мы ведь, народники - люди, которые могут все: и самостоятельно делать инструментовки, и дирижировать, и учиться игре на новых инструментах.

Созданная словно для великана, балалайка-контрабас сейчас послушно подчиняется рукам Сергея и неизменно вызывает восторг у зрителей, особенно у детей и иностранцев.

- Конечно, это сложный инструмент, на нем нужно постоянно заниматься. Буквально месяц отпуска - и пальцы ослабли, мозоли спали, приходится наигрывать новые, - делится музыкант. - Хотя на самом деле любой инструмент, если на нем не заниматься, не будет отвечать взаимностью. Но если ты с ним на «ты», можно наладить хороший диалог. С одной стороны, он тебя строит, с другой - сам тебя слушается, выручает в какой-то момент.

Сейчас в оркестре Сергей - единственный контрабасист. Но такой эксклюзив его не радует: он уверяет, что для хорошего звучания нужна группа инструментов, хотя бы три. Поэтому эти вакансии в оркестре открыты.

«Камней за пазухой не держу»

Основа репертуара оркестра - народная музыка и оригинальные произведения, написанные для народных инструментов. Но нередко в зале филармонии можно услышать и джазовые обработки, и классические произведения Чайковского, Грига и Скрябина, и даже песни из репертуара группы «Любэ» и Олега Газманова в исполнении музыкантов Федорова.

К 20 февраля оркестр репетирует специальную, юбилейную программу. Концертная программа обещает быть насыщенной и разнообразной: будут исполняться оркестровые произведения, русские песни и романсы, концертные пьесы, где в качестве солистов выступят молодые музыканты оркестра. Яркие номера представят и ансамбли, созданные на базе коллектива и ведущие самостоятельную концертную деятельность. За дирижерским пультом в этот вечер будет стоять сам Евгений Федоров, поэтому перед важным концертом все волнуются одинаково.
- Если честно, во время репетиций я могу и вспылить, - признается дирижер. - Но я отходчивый, камней за пазухой не держу. А мои артисты меня знают, и поэтому не обижаются. Даже наоборот, говорят, что я мягкий, многим даю поблажку. Но на что я никогда не закрываю глаза, так это на низкий профессиональный уровень, такие люди у нас не задерживаются. Не прощаю я и равнодушия к работе, к делу, которое я создавал с таким трудом.

Анастасия Гайнутдинова

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору