На фестивале «Опера априори» в концертном исполнении прозвучат две одноактные оперы: «Замок герцога Синяя Борода» Белы Бартока и «Черный монах» Алексея Курбатова
Чтобы в Большом зале консерватории сыграли оперу ныне живущего молодого российского композитора — такого на нашей памяти не было никогда
Новый вокальный фестиваль
«Опера априори» растянут на несколько месяцев, благодаря чему каждый концерт становится особым событием. Мы уже насладились барочными ариями в исполнении Юлии Лежневой, предвкушаем «Зимний путь» Шуберта в интерпретации Йонаса Кауфмана (12 апреля), а сейчас нам предстоит концерт, в котором интригует в первую очередь сама музыка и только во вторую — исполнители.
Организаторы назвали программу несколько претенциозно — «Интеллектуальная опера: за гранью воображения». Однако смысл в этом есть. Интеллектуальной оперой обычно считается та, в которой нет арий, привлекающих красотами, а есть напряженное сквозное действие. Именно так построены и «Замок герцога Синяя Борода» Бартока, и «Черный монах» Курбатова.
Опера Бартока, написанная в 1911 году, — классика ХХ века, мрачное экспрессионистское произведение, в котором чувствуются и страхи времени, и особенно страхи человеческого подсознания. Герцог ведет новую жену через комнаты своего замка, наполненные ужасами. Молодая женщина храбрится до тех пор, пока в последней комнате не видит тела своих умерщвленных предшественниц. В опере очень красивый сумрачный оркестр и всего две вокальные партии, которые исполнят довольно известные венгерские певцы. Балинт Сабо споет Герцога, а Ильдико Комлоши — Юдифь.
Вслед за этим шедевром прозвучит опера, написанная совсем недавно, — и в этом главная интрига концерта. Чтобы в Большом зале консерватории сыграли оперу ныне живущего российского композитора, да еще и молодого, — такого на нашей памяти не было никогда.
Алексей Курбатов — композитор и пианист, пишет много музыки в разных жанрах. Он не увлекается авангардом, предпочитает опираться на классическую традицию, привнося в нее веяния современности. Композитор рассказал «Пятнице», что писал оперу в промежутках между выполнением различных заказов, для души, и слабо надеялся, что когда-нибудь ее услышит. Пять лет назад опера была закончена в первой редакции. Через некоторое время композитор был замечен продюсером Еленой Харакидзян из агентства «Арт-Брэнд», которая и задумала соединить его опус с оперой Бартока, чтобы исполнить на фестивале «Опера априори». Теперь молодой русский композитор значится артистом в каталоге агентства наряду с другими композиторами — например, Кшиштофом Пендерецким.
Опера написана по повести Чехова, чей герой, магистр философии Коврин, — художественно одаренная натура, преследуемая видениями: раз от разу перед ним является черный монах. Близкие люди, желающие Коврину добра, уговаривают сумасшедшего гения лечиться, вследствие чего он теряет свой талант. Либретто написано прозой и соответствует диалогам чеховских героев. Композитор признается, что следовал образцам речитативной оперы в духе Рихарда Штрауса. Первоначально партитура предназначалась для камерного оркестра, но, когда оказалось, что есть возможность использовать тот же большой состав оперного оркестра, который играет Бартока, композитор сделал редакцию, добавив веса кульминационным эпизодам, а также дописав симфонические антракты.
Героев в опере четыре. Коврин, одолеваемый видениями, — тенор, его споет Максим Пастер. Черный монах, которому отдана самая светлая музыка в опере, — бас Петр Мигунов. Татьяна, невеста героя, — сопрано Дарья Зыкова. Ее отец, помещик Песоцкий, — баритон Геворг Григорян. Первые трое — из Большого театра, последний — из Фламандской оперы. В опере Курбатова занят также хор — им станет Хоровая капелла имени Юрлова. Оркестром Павла Когана будет управлять дирижер Большого театра Павел Сорокин.
Петр Поспелов
vedomosti.ru