Вот, к счастью, и проходят те времена, когда чистая классика привлекала только самых верных поклонников, которые даже при всей своей любви к чистому искусству не могли собрать и половины зала. 12 февраля свободных мест в областной филармонии практически не было. Более того — на концерт Алексея Набиулина шла во многом подготовленная публика, несмотря на то, что московский пианист-виртуоз впервые выступал на амурской сцене.
Алексей Набиулин — солист Московской государственной академической филармонии, лауреат Международного конкурса имени П. Чайковского. Широкой публике он известен как вдумчивый, серьёзный исполнитель различных репертуарных направлений, обладающий «поющим» звуком фортепиано редкой красоты и силы. В его райдере только один пункт — хорошо отстроенный рояль. Чистота звука должна быть идеальной, именно поэтому за несколько часов до концерта мастер проверяет все возможности амурского филармонического инструмента, и даже в антракте он вновь подтягивает струны.
Алексей Набиулин родился в 1978 году в Норильске. В 13 лет, во время учебы в Московской музыкальной школе, он выступил на благотворительных концертах в Канаде, а через год участвовал в турне «Русские виртуозы» по всей Германии. Затем блестяще закончил Московскую консерваторию и аспирантуру у профессора М. Воскресенского. Имя Алексея Набиулина стало широко известно российским слушателям в 2002 году, после его триумфа на XII конкурсе им. П. И. Чайковского. Как ни странно, до этой победы его больше знали за рубежом, в Канаде, в Германии, в Ирландии. «Алексей Набиулин — гений клавиатуры!» — писала итальянская газета 'Il piccolo di Trieste'. «В его лице мы узнаём сущность легендарной русской школы пианизма».
Позади у Алексея Набиулина — крупные конкурсы, из которых он выходил победителем, а также сотрудничество с самыми известными оркестрами мира. Еще один факт, свидетельствующий о ранге исполнителя — многие мировые фирмы-производители музыкальных инструментов считают за честь преподнести Алексею Набиулину свои рояли в качестве призов и подарков. Роскошные концертные рояли Kawai и Seiler попали в коллекцию пианиста давно. Bettistini Terni рекламирует свои инструменты с фотографиями Набиулина.
С 2012 года артист успешно совмещает исполнительскую деятельность с преподаванием в консерватории.
Концерты Набиулина регулярно проходят в России, странах Восточной и Западной Европы, Америки, Юго-Восточной Азии и Африки. Он участвует в крупнейших фестивалях: «Русская зима» в Москве, «Музыкальный Олимп» в Санкт-Петербурге, во многих фестивалях Италии, Португалии, Испании, в Бетховенском фестивале в Бонне, в Кишиневе, во Львове, в Рахманиновском фестивале в Харькове.
Репертуар московского виртуоза огромен: ещё 11 февраля он играл в Хабаровске концерт для фортепиано с оркестром № 2 П. Чайковского, а на следующий день в Благовещенске — уже не менее объёмную «Крейслериану» Шумана, «Прелюдию» Дебюсси и сонату Скрябина. И всё это — практически не глядя в ноты! Для большего погружения в музыку в зале и на сцене почти полностью пригасили свет, были видны лишь очертания исполнителя и то, как буквально порхали его пальцы над клавишами в безудержном темпе.
Подбор репертуара для концерта был достойным. Вначале был Роберт Шуман, имя которого стоит в первом ряду классического музыкального пантеона. В своё Петр Ильич Чайковский говорил, что XIX век потомки назовут «шумановским», так как эта музыка впитала в себя всю глубину духовных процессов человечества. Именно ему принадлежит крылатая фраза: «Разум ошибается, чувства никогда». Публика услышала «Новелетту № 1 фа мажор», а затем — известную «Крейслериану».
— Название «Крейслериана» происходит от фамилии Крейслер: так звали безумного капельмейстера, придуманного романтическим писателем Гофманом. Крейслер, как и все романтики, был влюблен, гениален, непризнан; как и все романтики, он не склонялся перед авторитетами и был убежденным неудачником, человеком с причудами: поэты его обожали, обыватели презирали. В «Крейслериане» Шуман создал его музыкальный портрет, воплотил его видения и грезы. Музыка получилась такой же радикальной и романтической как и ее безумный герой, — рассказала ведущая концерта Елена Беляева.
«Крейслериана» известна, как одно из красивейших и самых личных произведений Шумана, её ещё называют «шуманианой». Так же как романтические поэты уподобляли душевную жизнь человека стихии огня и воды, их непредсказуемости и спонтанности, так и Шуман воплотил страсти и грезы поэта, рисуя в своей музыке то бурное пламя, то водный поток, то вольный ветер. И Алексей Набиулин идеально передал задумку композитора. И был добр к двум невнимательным благовещенским зрителям, которые начали хлопать невпопад в перерывах между восемью частями, где аплодисментов быть не должно.
Затем звучал Клод Дебюсси — он был последним из западноевропейских композиторов, которые воспевали жанр прелюдии. Признанной вершиной фортепианного наследия Дебюсси стал цикл (в двух тетрадях по 12 в каждой, 1910 и 1913 г.). Это итог многолетних поисков композитора в области пианизма. И завершился концерт музыкой Александра Скрябина — великого мистификатора, которого обожают исполнять многие пианисты-виртуозы за яркость и импульсивность. Что удалось и Алексею Набиулину. Публика была в восторге.
— Мне очень понравился пианист. У него было необыкновенное прикосновение к клавишам, это чувствовалось уже при первых звуках, — рассказала Ольга Егорова. — Я готовилась к концерту, слушала «Крейслериану» в исполнении Дениса Мацуева. Он такой шумный парень. А у Набиулина более спокойное исполнение, более чувственное.
— Мы пришли послушать классику. Просто интересно стало, никогда не ходили на такие концерты. Билеты подарили друзья. Понравилось, — отметили молодые девушки, которые поскромничали представляться.
— Алексея Набиулина я слышу в первый раз. Сама играю на пианино, закончила музыкальную школу. У Алексея Набиулина очень чувственная музыка, он большой мастер. У него хорошая моторика рук и великолепная память. То, что он играл все восемь частей «Крейслерианы», не разу не глянув в ноты, это удивительно, — рассказала Екатерина Погорелова.
— Интересная атмосфера была на концерте. Приглушённый свет позволил мне полностью погрузиться в музыку. Создавалось ощущение, что Алексей Набиулин абсолютно один — один на один со своей музыкой. И в этом было что-то волшебное, тайное. И к этой тайне мы все прикоснулись. Потрясающе, — отметил зритель Егор Ковалёв.
— Рояль бы нашей филармонии кто-нибудь приобрёл. Всемирно известных мастеров хочется слушать в лучшем звуке, а ведь самые тонкие акценты, к сожалению, на старом инструменте теряются. На это, как я помню, не раз обращали внимание приезжие пианисты высокого уровня, — поделилась одна из зрительниц.
Наталья Шлямова
www.amur.info