«Удивительные люди эти американцы! …Их прямота, искренность, щедрость, радушие без задней мысли, готовность приласкать, просто поразительны и вместе трогательны…», — писал Петр Ильич Чайковский в дневнике 1891 года. Этим впечатлениям от его американского турне посвящен музыкально-литературный спектакль «Петр Ильич Чайковский: сны о России. Из американского дневника композитора», премьера которого прошла в Большом зале консерватории.
На сцене блистали Российский государственный академический камерный «Вивальди-оркестр» под руководством Светланы Безродной и заслуженный артист России Юрий Беляев — в роли Чайковского. В спектакле звучит великолепная музыка, которой рукоплескали американские почитатели Чайковского во время его выступлений в США. Это Вальс из Сюиты № 3, Серенада для струнного оркестра, фрагменты из циклов «Времена года» и «Детский альбом». А также из балетных хитов композитора — «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик». В музыку органично вплели отрывки «Американского дневника» и писем.
Чайковского пригласили в Нью-Йорк на открытие Карнеги холла. Его приезда добивался сам Эндрю Карнеги — «железный магнат», филантроп, основатель школ, библиотек, музеев. Ему вторил дирижер Леопольд Дамрош (грандиозный концертный зал открыли под организованное им Симфоническое общество Нью-Йорка). Знаток и пропагандист европейской музыки Дамрош состоял в личной переписке с Чайковским и из первых рук получал партитуры новых произведений композитора.
Америка встретила Чайковского, что называется, взахлеб. В своем дневнике композитор написал: «Я здесь персона гораздо более, чем в России. Не курьезно ли?». Гастроли прошли прекрасно, в Нью-Йорке, Филадельфии и Балтиморе он сыграл в общей сложности шесть концертов.
— Но несмотря на успех, — говорит один из авторов проекта «Сны о России» Ростислав Черный, — в США композитор сразу же почувствовал, как он пишет, «безумную американскую усталость». Ему все кругом нравилось: и события, и нравы, — но нестерпимо тянуло на родину. «Американский дневник» — это групповой портрет Америки конца 19-го века, но не только. Это портрет американского национального характера вне времени. Ведь его корневые структуры неизменны.
Музыкой и словом авторы спектакля сумели передать тот душевный конфликт, который захватил композитора во время американских гастролей. Он восхищен индустриальной мощью США, поражен кичливой роскошью, отлично налаженным бытом и комфортом. И безмерно тоскует по России с ее высокой духовностью, уникальным героическим путем и величайшей культурой.
— По сути, наш спектакль о столкновении двух миропониманий. О столкновении цивилизации в лице Америки и культуры в лице России. Это конфликт, конечно, не политический, а духовный, — резюмировал Ростислав Черный.
Дивная музыка спектакля — это и заслуга духовой группы оркестра Большого театра, хора Свято-Данилова монастыря под руководством регента Георгия Сафонова, а также лауреата международных джазовых фестивалей Юрия Погибы и кубинского контрабасиста Абеларде Альфонсо Лопеса.
Источник:
rg.ru