В Перми прошел Молодежный фестиваль классической музыки «Musica Integral». Он направлен на популяризацию классической музыки среди молодежи и распространение любительского музицирования. Организаторы подготовили ряд образовательных мероприятий и концертов, вход на которые был бесплатный.
Физический факультет и психолого-педагогический центр Пермского государственного национального исследовательского университета (ПГНИУ) подготовили научно-популярные лекции «Физика музыки» и «Психология музыки». Доцент кафедры музыковедения и музыкальной педагогики Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета (ПГГПУ) Нина Морозова провела лекцию на тему «Зачем человеку музыка?». Мастер-классы для участников фестивального оркестра и учащихся музыкальных школ Перми дали пианистка Шино Хидака из Японии и ученица Центральной музыкальной школы (ЦМШ) при Московской государственной консерватории имени Чайковского (МГК) скрипачка Полина Сенатулова. Кроме того, партнер фестиваля магазин «МузТорг» провел в Дворце молодежи выставку музыкальных инструментов, на которых можно было поиграть всем желающим.
Концертная программа фестиваля состояла из пяти концертов. На открытии в Пермском музыкальном колледже (ПМК) и на заключительном Гала-концерте в частной филармонии «Триумф» выступил фестивальный оркестр. Он сформирован из студентов музыкальных образовательных учреждений города и студентов немузыкальных специальностей, которые занимаются любительским музицированием. Молодежным оркестром дирижировал Денис Сон. Некоторые из участников оркестра выступили соло и в составе ансамбля на концерте камерной музыки в Дворце молодежи. Студенты и преподаватели факультета музыки ПГГПУ провели концерт «Музыкальная память Перми» в Центральной городской библиотеке имени Пушкина и концерт «Ля мажор» в Хоровой капелле мальчиков. Помимо основной программы фестиваля, в качестве «приятного бонуса», состоялись и сольные концерты гостей фестиваля пианистки Шино Хидака в концертном зале ПМК и скрипачки Полины Сенатуловой в Доме Дягилева.
Молодежный фестиваль классической музыки был настолько насыщен событиями, что некоторые концерты шли одновременно на разных площадках. Например, 14 ноября с разницей в полчаса начались концерты камерной музыки и «Музыкальная память Перми». После некоторых раздумий, я все-таки решила поехать во Дворец молодежи, чтобы послушать именно музыкантов-любителей.
В просторном зале зрителей было немного. Концерт был выдержан в весьма строгой академической манере. Ведущий концерта Евгений Жеребцов без лишних комментариев объявлял произведения композиторов, чье творчество относят к так называемой «серьезной» музыке: Никколо Паганини, Вольфганга Амадея Моцарта, Игоря Стравинского, Дмитрия Шостаковича. Произведения были выбраны небольшие и музыканты в черном быстро сменяли друг друга.
Деревянные духовые инструменты были представлены в концерте трио из ПМК в составе Всеволод Гуляев (гобой), Михаил Николаев (кларнет) и Николай Наумов (фагот). Струнные инструменты звучали соло, в сопровождении синтезатора и в составе ансамблей. Качество исполнения на протяжении всего концерта было весьма высоким. В прочем, из всей программы лишь один номер прозвучал в исполнении музыканта-любителя. Студентка механико-математического факультета ПГНИУ Таисия Костарева исполнила «Кантабиле» Никколо Паганини, а на синтезаторе ей аккомпанировала Жанна Чебыкина из музыкального колледжа Перми.
Если бы я не была музыкантом, то, пожалуй, от восприятия музыки отвлекалась бы на разного рода вопросы, возникающие при первых встречах с классической музыкой. Например, «почему все в черном?». Или еще. Скрипачка Анна Михайлова (МГК) исполнила пьесу «Привет любви» Эдварда Элгара (партию фортепиано исполнил Максим Сон). Затем Ведущий объявил Каприс для альта соло Анри Вьетана в исполнении Натальи Чуриловой (ГМПИ). «Так ведь это опять скрипка! Или нет?» — мог подумать слушатель, начинающий свой путь в мире классической музыки. Хотя, более низкий глубокий тембр и несколько больший размер позволяют отличить альт от его близкой родственницы. Что я хочу этим сказать. Если заявлена образовательная цель фестиваля, возможно, необходимо было бы ведущим давать ответы на эти не заданные вопросы.
В прочем, они вряд ли занимали всех зрителей. Дети! Первая часть Терцета Антонина Дворжака прозвучала в исполнении Анны Михайловой (скрипка), Екатерины Вецько (скрипка, ГМПИ) и Натальи Чуриловой (альт). Эта музыка заканчивалась несколькими аккордами, между которыми тоненький и пронзительный голосок зрителя, почувствовавшего заключительную каденцию трижды успел вставить свой вопрос «Все?». Последним номером концерта прозвучали Пять пьес для двух скрипок Дмитрия Шостаковича в исполнении Анны Михайловой и Екатерины Вецько. Юная зрительница в левой части партера (благо не было тесно) стала кружиться во время третьей пьесы, а на пятой вообще пустилась в безудержный пляс. Пожалуй, такие искренние непосредственные реакции подтверждают, что музыкальное сообщение «дошло до адресата».
После концерта мне удалось пообщаться с организатором фестиваля Екатериной Ильиных. В сентябре ее проект реализации Молодежного фестиваля классической музыки «Musica Integral» победил в конкурсе молодёжных инициатив «Вижу. Могу. Делаю». Этот конкурс ежегодно проводится на базе Дворца Молодёжи при поддержке Департамента культуры и молодежной политики администрации Перми.
— Как в Перми появился этот проект? Насколько мне известно, это часть всероссийского фестиваля?
— Да. Наш региональный фестиваль «Musica Integral» — это часть всероссийского фестиваля. Ассоциация студенческих клубов классической музыки России официально как некоммерческая организация зарегистрирована год назад, но существует уже пять лет. Инициаторы этой организации в Москве популяризируют классическую музыку и любительское исполнительство. Главная идея и цель — это сочетание на одной сцене музыкантов-любителей и музыкантов, которые учатся в музыкальных ВУЗах. Мы проводим фестиваль первый раз.
— Много ли музыкантов любителей участвует в вашем фестивале?
— Откликнулось примерно 20 процентов состава нашего фестивального симфонического оркестра.
— Сколько всего человек в вашем оркестре?
— 30 человек. То есть 7 человек музыкантов-любителей. Сегодня выступала Таисия Костарева — она как раз любитель. Учится на механико-математическом факультете ПГНИУ и продолжает играть на скрипке.
— Она закончила музыкальную школу?
— Да. Я тоже закончила музыкальную школу по классу скрипки и учусь в классическом университете на философско-социологическом факультете.
— Вы тоже будете играть на гала-концерте?
— Да, я буду играть на концерте 16 ноября.
— Уже прошло несколько дней фестиваля. Как вы думаете, как фестивальную программу восприняла ваша целевая аудитория — те, кто еще близко не знаком с классической музыкой?
— Концерты проходят по разному. На открытии фестиваля в Пермском музыкальном колледже зал был полон и даже мест не хватило. Среди недели на концертах зрителей меньше, чем в выходные, но они тоже есть и отзывы очень положительные.
— Может быть, среди них уже есть такие, по которым можно оценить изменилось ли отношение к классической музыке у вашего зрителя?
— По этим отзывам наверное сложно оценить. Нужно было делать какой-то начальный замер. В отзывах о концертах зрители пишут: «это здорово», «спасибо что концерты проводятся бесплатно». К нам приехали московские солисты и их участие радует наших зрителей. Их концерты также проходят бесплатно. Мы рады пообщаться с ними, поучиться у них.
— Кто еще принимает участие в организации фестиваля?
— Дарья Красильникова, Яна Пачина и я. Все мы студенты ПГНИУ. Еще выпускник ПГНИУ, который сейчас учится Питере Ильдар Набиуллин и дирижер Денис Сон. Это основные лица, но команда разрастается.
— В Перми это будет ежегодный проект?
— Вероятнее всего.
Как сообщили организаторы, заключительный концерт 16 ноября в частной филармонии Триумф посетило большое количество зрителей — некоторым пришлось даже стоять. В концерте приняли участие студенты ПГНИУ, ПГГПУ, Пермского государственного института культуры (ПГИК), ПМК, а также гости города из Московской государственной консерватории имени Чайковского (МГК), Государственного музыкально-педагогического института имени Ипполитова-Иванова и Центральной музыкальной школы при МГК. В первом отделении выступили солисты и камерные ансамбли, а во втором — Молодежный симфонический оркестр под управлением Дениса Сона. Световое оформление концерта принадлежит компании Prisma light.
Фото Марины Виленской и Алены Смурыгиной.Жанна Куличкина
permnew.ru/news