В Петербурге прозвучала «Погребальная песня» Стравинского, долгие годы считавшаяся безвозвратно утерянной

Добавлено 11 декабря 2016 muzkarta

Валерий Гергиев (дирижер)

Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева исполнил «Погребальную песню» Игоря Стравинского, ноты которой более ста лет считались безвозвратно утерянными.

Партитура восстановлена по рукописи, обнаруженной специалистами в библиотеке Санкт-Петербургской государственной консерватории.

— Уникальная находка — это счастливый случай в сочетании с высокой компетентностью наших сотрудников, — говорит ректор консерватории Алексей Васильев.

Стравинский написал эту пьесу в юности, в 1908 году, на смерть своего учителя — Римского-Корсакова. Сочинение прозвучало только один раз — в январе 1909 года в Большом зале Петербургской консерватории в программе концерта, посвященного памяти композитора.

Автор полагал, что рукопись «Погребальной песни» пропала в России во время революции. Партитуру этого опуса восстановить по памяти Стравинский не мог, хотя высоко ценил «Погребальную песню», называя ее своим лучшим сочинением до балета «Жар-птица» (в ней, кстати, действительно слышатся некоторые приемы оркестровки и гармонии, которые так богато зазвучат потом в «Жар-птице»). Увы! Во всех каталогах произведений Стравинского «Погребальная песня» долгие десятилетия сопровождалась ремаркой: «Не издано, утеряно».
Проректор по научной работе Санкт-Петербургской консерватории Наталия Брагинская много лет предпринимала попытки найти эту партитуру. И вот во время подготовки к ремонту основного здания на Театральной, 3, в ходе упаковки многих тонн клавиров, в библиотеке был обнаружен ранее недоступный склад старых нот, предназначенных в 20-е годы прошлого века «к списанию». Но кто-то дальновидный (или просто ленивый?) этого тогда, по счастью, не сделал.

Наталья Брагинская в деталях реконструировала историю создания и партитуру сочинения. «Погребальная песня» предназначена автором для большого симфонического оркестра. 106 тактов музыки длятся примерно 11 минут, основная тональность ля-минор. Пьеса насыщена романтической экспрессией и особым мелодизмом.

Услышать сенсацию смогла публика, собравшаяся на V международный Санкт-Петербургский культурный форум.

Текст: Ольга Штраус
https://rg.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору