С нетерпением жду дорогую гостью. ВАРВАРУ НЕПОМНЯЩУЮ. Молодая талантливая пианистка обещала навестить нас во время своих коротких весенних каникул. Да, аспирантуры Московской консерватории, где Варя учится у легендарного профессора Михаила Сергеевича Воскресенского, для пытливого ума оказалось недостаточно.
В феврале прошлого года Варя поступила в Гамбургскую Высшую школу музыки к профессору Евгению Александровичу Королёву. Пишет, что здесь (в Германии) у неё много времени, и она может заниматься сколько хочет. Восхищаюсь! За год пока не виделись, Варя побывала на нескольких сложнейших конкурсах. Только их перечень приводит в священный трепет – сколько титанического, самоотверженного труда за каждой такой поездкой! Брюссель – имени Королевы Елизаветы, Бонн – имени Бетховена, Баку – имени Кара Караева, Казань – имени Софьи Губайдуллиной… Прага, Загреб… Не раз пытались определить формулу таланта, подсчитать сколько в ней процентов природной одаренности и ремесленной работы. Флобер утверждал, что талант – это длительное терпение.
Небольшое отступление. Моя ученица задала вопрос – сколько надо учиться музыке? Короткого однозначного ответа не получилось. Действительно – сколько? Каждый вправе дать свой ответ. Кому-то и год, проведённый в классах музыкальной школы, показался страшной каторгой. Многие искренне любовно и тепло вспоминают годы учёбы, ходят на концерты, музицируют сами, считают долгом приобщить своих детей к тайнам высокого искусства. Среди моих знакомых десятки молодых людей , выбравших путь музыканта профессионала, и значит – школа-десятилетка, консерватория, аспирантура – почти 20 лет учёбы! – всё это просто жизненно необходимые шаги… Проучившись во всех этих - ох! непростых школах, музыкант учится ВСЮ жизнь. Перефразируя классика – жизнь коротка, ученье вечно. Каждый выбирает свою дорогу.
Попросила Варю написать о себе, но чтобы не очень официально. Как и почему она стала музыкантом, о начале… Читайте отрывок из коротенького письма нашего друга.
« В музыку попала случайно. Вообще-то собиралась заниматься рисованием, либо языки учить. А в музыкальную школу меня привели просто для эксперимента – по совету маминой подруги, чей сын учился там уже два года. Неожиданно для всех у меня обнаружили абсолютный слух – с тех пор с музыкой мы не расстаемся (хотя, должна признаться, период жгучего нежелания этим заниматься был).
Вслед за мной, по инерции, в музыку пошли и мои младшие сестры, и даже брат. Однако серьезно в ней остались только я и моя вторая сестра Александра, которая сейчас учится в Амстердаме, она клавесинистка.
Со временем я все больше понимаю, какой титанический труд проделали мои родители, особенно отец. Он, не будучи профессиональным музыкантом по образованию, занимался со мной многие годы, занимался кропотливо, безжалостно, ставил передо мной, ребенком, задачи совершенно взрослого порядка. Некоторые вещи из тех, которые он говорил мне тогда, я понимаю лишь сейчас. А играть перед ним мне страшно до сих пор. Зато систему ценностей он выработал во мне совершенно твердую и, думаю, правильную.
А вообще я очень счастливый человек. С учителями мне в жизни сказочно везло. Начиная с моей первой школьной учительницы, Лидии Александровны Григорьевой, у которой я проучилась все 11 лет в МССМШ им.Гнесиных. Потом был замечательный Михаил Сергеевич Воскресенский и его потрясающие ассистенты в МГК им.Чайковского. А сейчас я имею счастье заниматься в Гамбурге с совершенно невероятным человеком и музыкантом – Евгением Александровичем Королевым.
В Германии я живу уже полгода. И, если бы не мой немецкий, все было бы почти безоблачно. Королев – потрясающий. Это человек, сыграв которому один раз получаешь направление на всю дальнейшую работу. Сыграв ему и получив, если не одобрение, но приятие, можно быть уверенной в том, что это – хорошо. Таких ушей и такой тончайшей музыкальности я не встречала ни у кого. Кроме того, он замечательный человек: добрый, скромный, ответственный. Мне с ним очень хорошо и легко. Надеюсь, ему со мной – тоже».17 марта в исполнении лауреата международных конкурсов московской пианистки, живущей в Гамбурге, Варвары Непомнящей мы услышим фортепианные откровения Бетховена, Шумана, Шопена.
Приглашаю вас в зал музыкальной школы №3. Начало счастья в 18 часов.До встречи!
Елена Пономарева
Художественный руководитель Муромской филармонии.Опубликовано 14 марта 2012 года
http://www.murom.ru/node/6046
Комментарии
Концерт 19.11.2013, 20 октября 2013:
Варвара Непомнящая вновь выступит в Муроме с сольным концертом 19 ноября 2013 года: muzk.info (АФИША).