В ожидании неожиданностей

Добавлено 30 сентября 2015 muzkarta

Московский ансамбль современной музыки

В сентябре и октябре проходят события самого рафинированного и самого просветительского фестиваля Пермского края — Sound 59 Фестиваль современной музыки Sound 59 — пример того, сколь многого может добиться истинный энтузиаст, запасшийся терпением и безупречностью. Казалось бы, современная академическая музыка — вовсе не тот предмет, который можно «продвинуть» в российской провинции. Казалось бы, знатоков и любителей творчества Беата Фуррера, Петера Аблингера, Лучано Берио или даже Дьёрдя Лигети в городе можно по пальцам пересчитать. Однако фестиваль сложнейшей ультрасовременной музыки, который в этом году прошёл в девятый раз, стал обязательным к посещению событием как для энергичного, любознательного студенчества, так и для жадных до эстетических впечатлений пенсионеров.

Иван Бушуев и его флейта
Даже те, кого в первый раз современная музыка раздражает, на следующий фестиваль приходят снова — и уже с ожиданием прекрасного. Да, здесь редко услышишь мелодии, которые можно мурлыкать под нос, но запоминается другое: удивительная эмоциональность звуков, которые в неожиданном, всегда немного шокирующем саунд-арте передают всю сложность Вселенной. Не пойти на этот концерт может лишь человек, лишённый любопытства, ведь каждый фестиваль полон неожиданностей! В современной музыке неожиданность — один из непременных, можно сказать, запланированных эффектов.

В этой музыке «работает» всё: стуки, вздохи, интершумы, даже тишина. Для исполнителя это особый вызов: такую музыку исполнять непросто. К счастью, пермский фестиваль — это не только «выставка» редко исполняемых произведений, но и «мастер-класс» виртуозного владения бескомпромиссным современным саундом: в каждом фестивале обязательно принимает участие Московский ансамбль современной музыки (МАСМ), а во всём мире никто не играет современные произведения лучше него.

В концерте «География звука — 2015», который прошёл в Пермском государственном институте культуры 13 сентября, прославленные москвичи играли вместе с пермскими студентами, а музыка мировых звёзд современной музыки звучала наряду с произведениями композиторов из Перми и Чайковского. Это традиция фестиваля: он не только просвещает пермскую публику по части современных музыкальных веяний, но и демонстрирует успехи Академии молодых композиторов в Чайковском, которая уже пять лет предваряет фестиваль.

Гордость Академии — композитор Александр Хубеев, пермяк, который нынче живёт и творит в Москве. Один из первых выпускников международной экспресс-школы в Чайковском ныне становится международной величиной композиции. Его пьеса Cryptocalypse только что принесла ему победу в престижном международном конкурсе Gaudeamus. Увы, в Перми пьеса не звучала, хотя была заявлена в программе концерта: виолончелист МАСМ Илья Рубинштейн чувствовал себя недостаточно хорошо для исполнения такой музыки.

Звездой концерта стал композитор из Австрии Петер Аблингер. Он не зря называет свои сочинения «перформансами для инструмента и электроники» или «пространственно-акустическими композициями»: в них сочетаются звуки акустических инструментов с шумовыми фонограммами. В произведении «Голоса и фортепиано» звук инструмента сочетается с высказываниями известных людей. Создано уже более четырёх часов подобных композиций, в Перми звучали «Брехт», «Дюшамп» и «Терешкова». Были также исполнены пьесы «Пикколо и шум» и «Флейта и шум». Флейтист МАСМ Иван Бушуев виртуозно сочетал игру на инструменте с управлением шумовой фонограммой, для чего ему пришлось разуться и нажимать на клавиши компьютера ногами.

Концерт «География звука» производил совершенно особое впечатление ещё и потому, что авторы музыки находились среди зрителей и после каждого номера выходили на сцену и благодарили музыкантов за исполнение. Все они — резиденты Академии в Чайковском, поэтому закономерно, что кроме «навороченной» европейской музыки исполнялись и произведения, созданные в Пермском крае.

Квартет для кларнета, фортепиано, скрипки и виолончели «Минута молчания» композитора из Чайковского Евгении Кудряшовой, как и весь фестиваль, посвящён 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, но в этой музыке нет победного грома: очень изобретательно, используя самые актуальные музыкальные находки, композитор выразил гнев и горечь по отношению к войне как к явлению.

Организатор фестиваля, председатель Пермского отделения Союза композиторов России Игорь Машуков тоже представил свой квартет для того же состава инструментов. Это его весьма известная музыка «Памяти Евгения Панфилова», в которой, как и во многих других произведениях Машукова, очень творчески, очень небанально использованы народные мотивы, бытующие на территории Пермского края. Это связано с тематикой теоретической части фестиваля: в его рамках прошёл международный семинар о связи фольклора с современной музыкой.

Вместе с музыкантами МАСМ в квартете «Минута молчания» выступила студентка Пермского государственного института культуры Алиса Ширяева, только что прошедшая Академию в Чайковском, — там с прошлого года кроме композиторских мастер-классов есть и мастер-классы для исполнителей, которые хотят работать с современной музыкой. Двумя днями позже, 16 сентября, молодые исполнители, увлечённые современной музыкой, устроили полноценный концерт в зале Пермского музыкального колледжа.

В концерте «В движении — 2015» звучала в основном музыка пермских композиторов — как маститых, так и совсем молодых. Например, Олег Крохалев, ученик Игоря Машукова, который нынче продолжает обучение в Московской консерватории, свою пьесу написал, будучи ещё студентом колледжа. Крохалев — настоящая восходящая звезда. Молодой человек одарён не только музыкально: на протяжении нескольких Академий он работал с иностранными гостями в качестве переводчика.

Звёздами концерта «В движении» стали сёстры Екатерина и Наталья Васёвы, которые весьма продвинулись по части современного исполнительства, пройдя мастер-классы в Чайковском. Особенно преуспела скрипачка Наталья. Композитор Василий Куликов, комментируя события фестиваля, сказал, что «Наталья Васёва — настоящий художник, хотя ещё очень молода».

Сам Куликов исполнил свою «Фантазию для фортепиано на тему коми-пермяцкой песни «Проходи, моё скорбное время», посвящённую памяти матери. Произведение вполне вписывается в теоретическую часть фестиваля, поскольку с родным коми-пермяцким фольклором Куликов обращается весьма смело, вполне в духе современной музыки.

Студенческий концерт украсили хореографические композиции Марины Кремнёвой, созданные на музыку Лучано Берио и Дьёрдя Лигети. Молодая танцовщица и хореограф столь же бескомпромиссна в отношении современной хореографии, сколь избранные ею композиторы — в области музыки. Можно предвидеть, что экспрессивные композиции «Попытка диалога» и «Война» будут показаны на конкурсе хореографов приближающегося «Арабеска-2016».

Фестиваль Sound 59 продолжается. На очереди закрытие фестиваля и концерт Volk Drive 8 октября, на котором произойдёт единение фольклора Прикамья с музыкой пермских композиторов.

Юлия Баталина редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

www.newsko.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору