В Цюрихе близится к завершению Конкурс пианистов имени Гезы Анды. Этот международный смотр проходит раз в три года. В 2012-м Первую премию завоевала наша соотечественница Варвара Непомнящая. За исполнение фортепианных концертов Моцарта она получила не только главную награду, но и приз зрительских симпатий. В нынешнем году россияне — и в жюри, и в финале. Цюрих — город спокойный. Размеренная жизнь не ускоряется ни на секунду — все движется с точностью швейцарских часов. А вот у Конкурса Гезы Анда, который тут проходит, — совершенно другой характер. Знаменитая пианистка и педагог Элисо Вирсаладзе в жюри самых разных международных конкурсов работает с середины 70-х. На этом состязании она в судействе уже в четвертый раз. Считает этот смотр настоящим спортивным соревнованием.
«Здесь условия конкурса отличаются от других состязаний в смысле программы. Тут просто дана колоссальная программа, начиная от классиков до современных авторов XX века», — рассказала народная артистка СССР, член жюри конкурса Элисо Вирсаладзе.
В отборочных турах произведение, которое открывает конкурсное выступление, участник выбирает сам. Остальные назначают члены жюри. Это огромный стресс. Выдержать такое могут только опытные музыканты. Особенность конкурса Гезы Анда — тут не дают авансов — ищут молодого, но уже сложившегося исполнителя. Впереди — полуфинал — «раунд Моцарта». Каждому конкурсанту предстоит исполнить концерт.
В концертный зал Цюриха — два разных билета — вечер разделен на две части. В полуфинал конкурса вышло 6 музыкантов, и организаторы считают, 6 концертов Моцарта подряд выдержит не каждый. Хотя, конечно, есть те, кто купил оба билета. Своеобразная проверка публики на усидчивость. А вот для участников конкурса испытание Моцартом означает совсем другое.
Алексей Володин в 2003-м выиграл Конкурс Гезы Анда. В этом году — он в жюри. Считает, объяснить, что значит «хорошо сыграть Моцарта», — так же сложно, как рассказать, что такое «хорошая музыка». Моцарт, конечно, великий классик, но излишний консерватизм только навредит.
«Огромное количество людей, которые начинают играть венскую классику, очень часто мгновенно превращаются в какие-то музыкальные машины, потому что над ними начинают сразу довлеть какие-то мнимые, и не только мнимые, а реально существующие, правила исполнения этой музыки. И иной раз им кажется, что правил настолько много, что музыка, к сожалению, превращается из живой материи в нечто засушенное», — объясняет пианист, член жюри конкурса Алексей Володин.
В полуфинале — 6 участников из шести стран — Россия, Украина, Венгрия, Франция, Бразилия, США. Разные школы, разные подходы. А вот технология, как готовиться к конкурсному выступлению, — единая. Хорошенько выспаться и поменьше мыслей.
«Во время конкурса волнение просто перманентное в течение всего времени, потому все мысли передуманы, все чувства перечувствованы, и стараешься откинуть все лишнее от себя и сконцентрироваться на музыке, и все», — рассказывает участник конкурса Александр Шайкин.
Правда, перед этим туром важно еще кое-что — играть Моцарта нужно в особенном состоянии.
«Думаю, самое трудное сейчас — поймать особенный дух Моцарта. Это совсем не просто. Нужно быть одновременно очень открытым, ощущать некоторый трагизм и быть полным жизненной энергии. При этом режим на конкурсе очень напряженный. В таком стрессе открыть свое сердце очень тяжело. Я думаю, это настоящий вызов», — считает участник конкурса Эндрю Тайсон.
С вызовом справились трое. В финал конкурса прошли — Рональдо Ролим из Бразилии, Эндрю Тайсон из США и Александр Шайкин из России.
tvkultura.ru