Известный российский органист, выпускник Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, народный артист Республики Башкортостан Владислав Муртазин (орган «Hauptwerk», Уфа) и один из лучших дудукистов современности Аргишти (Санкт-Петербург) выступили в творческом тандеме на вечере органной музыки для ульяновских слушателей.
В программе прозвучали армянские мелодии, классические произведения в переложении для органа и дудука, авторские композиции Аргишти и сочинения для органа композиторов XVII- XVIII вв. Владислав Муртазин отметил красоту и гармоничность концертной программы, в которой каждое произведение по-своему говорит о человеке и его месте в мире. Сочетание двух схожих по своей природе инструментов, «мудрого» и величественного органа и армянского дудука, склонного по своей природе к медитации, к глубокому погружению в то или иное состояние, превратило концерт в завораживающее действо, заставляющее отрешиться от повседневной суеты и задуматься о подлинных ценностях бытия.
Мелодии армянских народных и авторских песен отражали образы, близкие и понятные каждому человеку: разлука с Родиной и воспоминания о родном крае, дом с видом на Арарат, любимая семья, абрикос в ущелье со спелыми плодами, девушки, стройные, как чинара, ереванский снег… Аргишти рассказывал содержание текста каждой исполняемой песни, и они становились ещё ближе слушателям. Дудук — необыкновенно чуткий инструмент, согретый и одушевлённый дыханием музыканта, он звучит подобно человеческому голосу со всеми его интонациями, каждая мелодия, даже если она взята из классического репертуара, становится необыкновенно трепетной и тёплой, открывается в новом качестве.
Орган очень бережно поддерживал дудук, дополняя исповедь солирующего инструмента «голосом вечности», как бы успокаивая и умиротворяя его остро личностный тон. Так, в народной песне «Хоровел» (песнь пахаря), орган выступил в роли армянского дамкяша, извлекая непрерываемый низкий звук, на фоне которого парила узорчатая мелодия дудука. В других — вступал в диалог с солистом, вторил ему или дополнял своими комментариями. Владислав Муртазин прекрасно выстраивал ансамбль с дудуком, «пряча» многозвучие и мощь своего инструмента, зато в сольных произведениях открывал его во всём великолепии, заполняя чётким орнаментом звуковых линий огромное музыкальное пространство.
Цифровой орган фирмы «Hauptwerk» хранит в своей электронной памяти голоса исторических органов известных соборов мира. Для аккомпанемента дудуку Муртазин выбрал голос католического органа из главной базилики Notre-Dame французского города Мец, а для своих соло — голос барочного органа XVIII века, который находится в Голландии в соборе Св. Бовена города Кампен.
Аргишти попросил слушателей не прерывать программу аплодисментами, чтобы не нарушать глубокомысленного настроя и целостности программы, и отметил высокий профессионализм своего партнера по сцене Владислава Муртазина.
«Вместе с органом всё звучит как-то космически, орган меня возносит вверх. Армянская музыка становится похожа на Баха, классика с дудуком становится более горной. И мои авторские мелодии приобретают совершенно другие черты. Спасибо Владиславу, за то, что он соглашается на мои эксперименты, потому что очень часто я не могу играть классику в изначальных тональностях: у дудука небольшой диапазон и приходится адаптировать мелодию под его возможности. Дудук — особенный инструмент, он настраивает нас на рефлексию, заставляет каждого человека остановиться и подумать, почему я здесь, правильно ли я себя веду, что делать дальше и что я чувствую. Потому что мы часто убегаем от самих себя, а дудук — это инструмент, который настраивает человека на углубление в свои мысли и переживания. Поэтому, нашей публике на фестивале я пожелаю, чтобы она питалась искусством, оздоровлялась им», — прокомментировал Аргишти.