Валерия Анфиногенова: Орган — музыка, звучащая в веках

Добавлено 16 июля 2015 muzkarta

Сочинская филармония, Органный зал им. Дебольской в Сочи

Музыка, звучащая в веках

В следующем году мы отметим знаменательную дату — 30 лет с того момента, как в Сочи был установлен орган. 19 июля в Сочи стартует ХVIОткрытый фестиваль органной музыки. О том, как появился орган в Сочи и том, что ждет поклонников фестиваля, с нами поделилась Валерия Анфиногенова — директор Сочинской филармонии и творческий руководитель фестиваля органной музыки.

— Тридцать лет немаловажная датав жизни человека, а как в таком почтенном возрасте «чувствует» себя орган или для такого инструмента это не срок?

— Безусловно, это очень значительный возраст для пребывания инструмента в таком сложном климатическом месте как Сочи, где часто бывает высокая влажность, изнуряющая жара, а были и периоды, когда длительный период отсутствовало отопление. Внешне любой орган- это исполин, своего рода монументальное сооружение, но на самом деле, это очень хрупкая и очень чувствительная конструкция. Поэтому наш инструмент, я считаю, находится в условиях постоянного стресса и, наверное, только благодаря нашей любви к органу и усилиям наших органных мастеров нам удается держать его в рабочем состоянии.

— Но ведь орган это своего рода роскошь — не каждый даже крупный город может похвастаться инструментом. А как орган появился в Сочи?

— Верно, несмотря на то, что у нас рядом крупные города, например, Ростов-на-Дону, Воронеж — они не имеют органа, хотя это субъекты регионального значения. А в Сочи орган появился благодаря стараниям Алисы Федоровны Дебольской и Дмитрия Митрофановича Панченко, который был тогда начальником управления культуры, ну и, конечно, потому, что Сочи — это в первую очередь курорт. В то время отдыхающие были во многом избалованы звучанием лучших симфонических оркестров, гастролями лучших оперных театров, но для того чтобы послушать орган, нужно было ехать в Пицунду. Вот тогда и появился в нашем городе инструмент! Однако, следует отметить удивительный факт: на территории одного Краснодарского края этих инструментов два — один в Сочи, а второй в Краснодаре!

— А кто в нашем городе исполняет роль «служителя» органа?

— В нашем городе нет своего органиста. Это некий парадокс, потому что органистов гораздо больше, чем инструментов и каждый год они выпускаются из различных ВУЗов. И в связи с этим, вот уже двадцать лет нашим органистом мы по праву считаем Заслуженного артиста Кубани Михаила Павалия, он еженедельно приезжает к нам из Краснодара. Это большая преданность нашему инструменту и сочинской публике!

— В этом году пройдет XVI фестиваль. Как расширяласьгеографияза эти годы?

В 2000 году прошел первый Фестиваль органной музыки. Трудно вспомнить все то, что было за эти пятнадцать лет, но можно сказать, что географический охват за эти годы стал очень большим. В первую очередь это Европа- оплот органного искусства: Польша, Германия, Чехия, Италия, Франция, Хорватия, Норвегия, Венгрия страны Балтии, были представлены также Япония, Абхазия, Молдова, Украина. Просто мощнейший спектр исполнительских школ и традиций! Приятно, что долгие годы приезжали представители городов-побратимовСочи: из Римини, Челтэнхема, Лонг-Бич, Эспоо, Пярну, Баден-Бадена, и это была не просто музыкальная составляющая фестиваля, но и настоящий «мост дружбы». Что касается городов России: это Москва и Санкт-Петербург, Челябинск и Красноярск, Волгоград и Кисловодск….Всех не перечислить!

— А что ожидает поклонников фестиваля в этом году?

— В этом году будет представлен Юг России, Абхазия и, конечно же, Европа. На наших творческих отношениях не отразились какие-либо санкции — у фестиваля есть репутация, поддержка зарубежных коллег и партнеров, интерес и представление о том, что искусства политические дебаты не касаются. Более того, иностранные коллеги, когда мы предлагаем включить в программу концерта наших солистов, с радостью соглашаются. Например, на открытии фестиваля вместе с чешским органистом музыку чешских композиторов исполнила наша певица Катерина Богачева. То есть мы все разговариваем на одном языке. Более того, несмотря на то, что орган очень полнозвучный и многоголосный инструмент, у нас его можно было услышать не только в дуэте со скрипкой и виолончелью, но и с симфоническим оркестром, камерным хором, фортепиано, саксофоном, домрой, флейтой и гобоем. У нас даже была игра на органе в 4 руки в ансамбле с роялем и контрабасом! Мы извлекаем из различных форм и жанров все, что только можно!

— Почему на Ваш взгляд, интерес к органной музыке растет от года к году?

— Орган — это один из инструментов, который адекватно в интернете не послушаешь. Это живые вибрации инструмента, потоки воздуха, которые наполняют зал, проходя через органные трубы, которых у нас две с половиной тысячи! Более того, орган это не только воздействие на душу и ментальность, это еще и воздействие на физиологию… Именно этот удивительный эффект воздействия на физиологию человека в сочетании со слуховым восприятием звуков не может быть воссоздан ни в одной звукозаписи (в отличие от других видов музыки). Каждый год, я радуюсь тому, что интерес к инструменту не ослабевает даже в такую зыбкую, переменчивую и стремительную эпоху. Людям иногда хочется «заземлиться», остановиться, обрести устойчивость и прикоснуться к чему-то вечному, надежному и основательному, чем и является органная музыка!

Беседовала Мария Каракулина.

Автор Татьяна Тополенская
sochilens.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору