Валерия АНФИНОГЕНОВА: «Интернет не передает красоту поющего органа!»

Добавлено 16 июля 2015 muzkarta

Сочинская филармония, Органный зал им. Дебольской в Сочи

В 2016 году сочинский орган отметит 30-летие со дня установки, а в нынешнем году 19 июля в Сочи стартует ХVI Открытый фестиваль органной музыки. Его творческий руководитель и директор Сочинской филармонии Валерия Анфиногенова рассказывает о фестивальных «изюминках» и о том, как появился в Сочи орган:- Для музыкального инструмента в таком сложном климате, где высокая влажность, изнуряющая жара и… периоды отсутствия отопления, 30 лет — это значительный возраст. Внешне любой орган — исполин, своего рода монументальное сооружение, но на самом деле, это очень хрупкая и очень чувствительная конструкция. Поэтому наш инструмент, считаю, находится в условиях постоянного стресса, и, наверное, только благодаря нашей любви к органу и усилиям наших органных мастеров нам удается держать его в рабочем состоянии.

Несмотря на соседство с такими крупными городами и субъектами регионального значения, как Ростов-на-Дону или Воронеж, органную музыку в Ростовской и Воронежской областях не услышишь, а на черноморском побережье Кавказа можно послушать только в Сочи. У нас орган появился благодаря стараниям Алисы Федоровны Дебольской и Дмитрия Митрофановича Панченко, возглавлявшего тогда Сочинское управление культуры. И еще, конечно, потому, что Сочи — это курорт. В то время отдыхающие были избалованы звучанием лучших симфонических оркестров, гастролями лучших оперных театров, но для того чтобы послушать орган, нужно было ехать в Пицунду. Вот тогда-то инструмент и появился в нашем городе. Однако следует отметить удивительный факт. На территории Краснодарского края этих инструментов два: один — в Сочи, а второй — в Краснодаре!

В нашем городе нет своего органиста. Это некий парадокс, т. к. органистов гораздо больше, чем инструментов, и каждый год различные вузы выпускают их в достаточном количестве. К нам вот уже двадцать лет еженедельно приезжает из Краснодара заслуженный артист Кубани Михаил Павалий, которого мы уже тоже по праву считаем «своим».

Сочинские фестивали органной музыки берут свое начало в 2000-м. За эти пятнадцать лет география участников значительно расширилась. В первую очередь, это музыканты из Европы — оплота органного искусства: Польши, Германии, Чехии, Италии, Франции, Хорватии, Норвегии, Венгрии. Плюс страны Балтии, были также представлены Япония, Абхазия, Молдова, Украина. Палитра исполнительских школ и традиций! Приятно, что в фестивале систематически принимают участие представители городов-побратимов Сочи (Римини, Челтэнхем, Лонг-Бич, Эспоо, Пярну, Баден-Баден). Это настоящий «мост дружбы»! Что касается городов России, то на нашем органе играли мастера из Москвы, Санкт-Петербурга, Челябинска, Красноярска, Волгограда, Кисловодска…

В этом году в фестивальной программе лучшими органистами будет представлен Юг России, Абхазия и, конечно же, Европа. Какие-либо санкции не отразились на наших творческих отношениях. У фестиваля есть репутация, поддержка зарубежных коллег и партнеров, интерес и представление о том, что политические дебаты не касаются искусства. Более того, иностранные коллеги, когда мы предлагаем включить в программу концерта наших солистов, с радостью соглашаются. Например, на открытии фестиваля вместе с чешским органистом музыку композиторов Чехии исполнит наша певица Катерина Богачева…

Несмотря на то, что орган многоголосный инструмент, на нашем фестивале его можно услышать не только в дуэте со скрипкой и виолончелью, но и с симфоническим оркестром, камерным хором, фортепиано, саксофоном, домрой, флейтой и гобоем. Один из концертов включал даже игру на органе в 4 руки в ансамбле с роялем и контрабасом! Мы извлекаем из различных форм и жанров все, что только можно!

Интернет не передает всю красоту поющего органа, живые вибрации и потоки воздуха, проходящие через органные трубы и наполняющие зал! Орган — это воздействие не только на душу и ментальность, но на физиологию. Именно это удивительный эффект воздействия на физиологию человека в сочетании со слуховым восприятием звуков не может быть воссоздан ни в одной звукозаписи (в отличие от других видов музыки). Каждый год я радуюсь тому, что интерес к инструменту не ослабевает. Даже в такую зыбкую, переменчивую и стремительную эпоху людям иногда хочется «заземлиться», остановиться, обрести устойчивость и прикоснуться к чему-то вечному, надежному и основательному, чем является органная музыка!

mkrf.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

Комментарии

  1. Феоктист, Ростов, 27 июля 2015:

    Побывал в органном зале 26 июля 2015 на концерте Марека Стефаньского и Димитру Хареа.
    Остался разочарован. Из представленного репертуара сносно звучала только молдавская музыка. Все остальное профанация. Дуэт не сыгран, темп совместного исполнения не согласован, органист не освоился с сочинским органом, не выдерживает длительность звуков и пауз, временами невозможно уловить ритм. Худшее исполнение Баха из всего когда-либо слышанного.

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору