5 мая в Овальном зале Белгородская государственная филармония провела последний концерт с программой, посвященной 65-летию Победы. Незадолго до этого «военная» программа – 7-я «Ленинградская» симфония Д. Шостаковича (1-я часть), музыка Д. Уильямса из кинофильма «Список Шиндлера» и советские песни военных лет – несколько раз прозвучала в МКЦ БелГУ перед молодежной аудиторией.
Знаменитая «Ленинградская» симфония в майские дни памяти войны звучит часто и повсюду. Посвященная, по словам автора, «нашей борьбе и нашей грядущей победе», она остается уникальным и неповторимым в своей животрепещущей силе откликом великого советского художника-гражданина на тяжелейшие драматические события начала войны.
Начатая в первые дни войны в Ленинграде, она была закончена Шостаковичем в эвакуации в Куйбышеве, и там же исполнена зимой 1942 года. Это исполнение, свидетельство несгибаемой силы духа народа, ведущего один на один смертельную схватку с фашизмом, транслировалось на весь мир.
В Америку эту музыку, которая «начинается тишиной плодоносной почвы, полями и долинами, открытыми труду человека. Она продолжается..., напоминая, что в дни мира у людей есть надежда поймать своих птиц счастья…» услышал выходец из семьи шведских эмигрантов поэт Карл Сэндберг (1878-1967 гг.).
Житель промышленного Чикаго, исходивший Америку тропинками простого рабочего человека, Сэндберг выразил в своем стихотворении «Вручите письмо мистеру Шостаковичу» (1942 г.) солидарность честных людей всего мира с воюющей Россией. Он, как и его современники, был потрясен этой музыкальной хроникой войны, исступлением борьбы и тяжестью жертв ради грядущей победы.
Сэндберг услышал как «музыка шагает и воюет, борется и убивает, она заявляет гордо, что лучше тысячекратно умереть ужасной смертью, чем позволить нацистам отнять у вас родину и указывать вам, как вы должны жить». А в это время еще не было ни битвы на Волге, ни сражения на Курской дуге.
В 1973 году, когда в Берлинском Трептов-парке уже давно стоял памятник советскому солдату-освободителю работы скульптора Евгения Вучетича, а о танковом сражении под Прохоровкой напоминал памятник в виде танка Т-34 на автодороге Москва-Симферополь близ Белгорода, был объявлен конкурс на лучший проект памятника сражениям на северном фасе Курской дуги в районе местечка Поныри и деревни Ольховатка.
Победил проект Е.В. Вучетича. Памятник, над которым он работал 15 лет, был гениальным пластическим эквивалентом музыкальных образов 7-й симфонии Шостаковича. Он представлен в виде двух столкнувшихся военных глыб, из которых одна – немецкая – уже надломлена и должна упасть.
Проект Вучтича, как и памятник в Трептов-парке – огромной художественной силы. Из тех, которые, раз увидев, забыть невозможно. Однако через год Евгений Викторович Вучетич ушел из жизни (1908-1966 гг.) и один из лучших советский памятников о войне остался невоплощенным.
В 1994 году режиссер Стивен Спилберг создал фильм «Список Шиндлера». Толчком к этой работе послужили данные социологического опроса: выяснилось, что спустя 50 лет после войны 60% американской молодежи не знают слова «холокост».
В основе фильма, поставленного по роману Т. Конелли, положен реальный факт: промышленник и член национал-социалистической партии Оскар Шиндлер спас от уничтожения 1100 евреев, дав им работу на своей фабрике. Фильм Спилберга получил 7 «Оскаров», в том числе за музыку, написанную Джоном Уильямсом.
Два фрагмента этой поющейся, в основном, струнными, музыки, исполненной любви, милосердия и человеческого тепла (солистка – Ирина Бывальцева, скрипка) были завершением первого отделения.
Во втором отделении звучали песни советских композиторов, созданные в основном, в годы войны.
Мелодии Н. Богословского и В. Соловьева-Седого, М. Фрадкина и М. Блантера, К. Листова и К. Молчанова звучали в исполнении ведущих солистов филармонии в сопровождении оркестра.
Сидевшие в первых рядах ветераны особенно горячо приветствовали песни своей молодости в исполнении заслуженных артистов РФ Владимира Бойко, Нины Стрижовой и Светланы Ломоносовой, дипломантов Всероссийских конкурсов Михаила Мальцева и Николая Бирюкова, Натальи Воскресенской, Элины Писаренко, Галины Зольниковой и Сергея Захарова.
Оркестр под управлением Дмитрия Филатова был на высоте в первом, симфоническом отделении концерта. Что касается песен, то исполнители-инструменталисты порой заглушали голоса, за исключением очень хорошо исполненного Натальей Пашун романса Женьки «Жди меня» на стихи К. Симонова из оперы К. Молчанова «А зори здесь тихие…»
Специально для А-фишки, муз. обозреватель БГФ Н. Синянская (фото А. Черев)