С недавних пор в Севастопольском центре культуры и искусства (благодаря содействию управления культуры и туризма СГГА и городского совета) работает оркестр. В городе его чаще с любовью называют муниципальным. Руководит этим творческим коллективом главный дирижер, заслуженный деятель искусств Украины, лауреат премии АРК Владимир Николаевич Ким.
Свой творческий путь оркестр начал в 1987 году как коллектив преподавателей музыкальных школ города, которые по собственной инициативе, в свободное от работы время, без устали репетировали, а потом с радостью, вдохновенно дарили свое искусство севастопольцам. Спустя годы на его основе в Севастополе появился свой муниципальный камерно — симфонический оркестр.
— Владимир Николаевич, чем живет ваш коллектив сегодня?
— В статусе муниципального оркестра мы работаем чуть больше двух лет, то есть фактически два концертных сезона. Свою работу стараемся выстраивать по нескольким направлениям.
Прежде всего — концертные программы, в которых мы за это непродолжительное время исполнили семь симфоний, пять инструментальных концертов, а также инструментальные произведения и оперную музыку. Еще одно направление — участие в фестивалях композиторской школы Украины в Севастополе и Керчи (2008-й и 2009 гг.), концерты профессиональных композиторов Крыма и молодых севастопольских композиторов, фестивали оперной музыки, абонемент для школьников.
В целом же в сезоне 2007 - 2008 гг. мы сыграли для севастопольцев 17 концертов и приняли участие более чем в трех десятках городских мероприятий.
— Интересно, а что вы считаете самой большой удачей для вашего оркестра?
— Вы знаете, здесь у меня сомнений нет. Большой удачей и в 2007-м, и в 2008 году для нашего оркестра стало сотрудничество со знаменитым французским виолончелистом Домеником де Вильянкуром и активно гастролирующим в Европе дуэтом "Виолончелиссимо" в составе Ольги Веселиной и Вадима Ларчикова. С ними были исполнены концерт Гайдна с оркестром, "Вариации на тему рококо" Чайковского, произведения Вивальди, а также собственные сочинения маэстро и Вадима Ларчикова. Все это потрясающее действо проходило в рамках фестиваля "Дни французской культуры в Украине".
Может быть, кому-то это покажется нескромным, но блестящий музыкант, исполнитель и композитор Д. де Вильянкур дал высокую оценку нашим творческим перспективам. В этом году мы с нетерпением ждем приезда (в третий раз!) маэстро в наш город для исполнения концерта Сен-Санса, камерной музыки, своих сочинений и программы с дуэтом "Виолончелиссимо".
Без сомнения, художественный руководитель оркестра Владимир Ким гордится своим детищем, а вот что думают об оркестре люди, которые не раз работали с этим коллективом?
Анатолий Костенников, кандидат искусствоведения, лауреат премии АРК:
- Я помню еще то время, когда мы боролись за создание этого оркестра, по крайней мере, болели всей душой. Необходимость в нём продиктована даже исторически. Город готов, чтобы у него был симфонический оркестр, и это не блажь его руководителя. У нас просто нет даже аналогов этому коллективу.
Два года назад мы проводили День Татьяны в МГУ. В этот день оркестр вместе с солистами Михаилом Игнатовым и Анной Качаловой подготовили целую сцену письма из оперы «Евгений Онегин». Для города это стало событием. Молодежь, преподавательский состав очень эмоционально восприняли этот концерт, было видно, как люди сопереживали вокалистам.
Недаром говорят, что тот, кто общается с живой классикой, сопричастен ей. Мы просто не имеем права отбирать у молодежи возможность прикосновения к вечным ценностям, которые не подлежат переоценке. Студенты порой изолированы от этого, но многие из них в эстетическом воспитании своем хотят приобщаться к великому. Сравнивая, они начинают понимать, где ценное, а где пустое и проходящее.
Руководство МГУ ищет дополнительное финансирование, чтобы связать эти концерты с учебно-воспитательными программами предмета культурология. Это будет комплексный абонемент для учащихся нашего Вуза.
В свое время я руководил севастопольской филармонией и проводил абонементы для школьников. Так вот, чтобы проводить такие лектории необходимо заранее настраивать, готовить инструменты, репетировать, в противном случае это вызывает отвращение. Оркестр же - это такой инструмент, который настраивается везде и звучит стройно.
И мы благодарны, что Севастопольский Центр совместно с Владимиром Кимом пропагандируют классическую музыку. Более того, оркестр и Центр культуры – стали единым целым в этом нелегком деле! Я надеюсь, что наш оазис душевного благополучия пополнят кадрами, и мы услышим в их исполнение новые программы.
Доминик де Вильянкур, профессор французской консерватории, г. Париж:
- Мне приходилось выступать со многими дирижерами Украины и Владимир Ким – один из лучших. Это очень глубокий музыкант. Оценка его работы – высшая, в чем я лично убедился уже дважды. Я обязательно еще раз с удовольствием выступлю вместе с его оркестром.
Михаил Жовтобрюх, концертмейстер группы валторн симфонического оркестра крымской филармонии:
- За короткий срок этот оркестр показывает небывалый творческий рост. Я очень много проработал за границей. В Чехии каждый город имеет свой оркестр, который полностью обеспечивается за счет городского бюджета. Не мешало бы и нам брать с них пример, ведь потерять творческую единицу легко, а вот восстановить потом очень тяжело – сегодня в критическом состоянии ялтинский симфонический оркестр. Уже несколько лет не пополняется новыми кадрами, не имеет своей репетиционной базы. Севастопольскому оркестру не хватает только материальной поддержки, которую обещают городские власти.
Звучат обвинения, что оркестр мало дает концертов, а есть конкретные нормативы. В том же крымском оркестре – 2 концертные программы для взрослых и 1 для детей. Вообще 4 программы в месяц – это предел самого высокопрофессионального оркестра. Если оркестр сравнивать с лекторскими группами, которые по представленным в «Севастопольских известиях» данным дают 250 концертов в год, то тут дело даже не в количестве, а качестве.
Как можно подготовить симфонию Шостаковича, Моцарта или Брамса за 1 день? Известнейшим оркестрам надо 18 репетиций по таким сложным произведениям. К сожалению, существуют мнения людей, которые говорят о такой работе. Они или некомпетентны в этом или говорят со злым умыслом. Если концертные программы представляются в таком ритме, то это просто творческий брак, ширпотреб, к которому не надо приучать севастопольского слушателя.
Аплодируют всегда, но это еще не говорит о творческом показателе коллектива.
Можно ли заменить институт, где студенты получают профессиональные знания, лекторием по интересам? То же самое и с оркестром. Все эти лектории напоминают мне агитбригады, которые были во времена Фурцевой.
Ирина Мартыненко, заслуженная артистка АРК, лауреат государственной премии АРК и А.П.Чехова:
- Музыка – та аура и атмосфера, которая оказывает на людей благостное действие.
Восприятие прекрасного бескорыстно, ему чужд вульгарный утилитаризм, в нем сливается значимость личных и общественных ценностей. Каждый месяц Владимир Ким и его оркестр открывает перед пристрастными зрителями духовным мир сокровищницы классической музыки.
Мне приходится работать практически во всех городах Крыма, но только в Севастополе публика требует постоянно каких-то новых программ, новых выступлений. И для детей, и для взрослых это норма жизни - прийти на концерт к Владимиру Киму и открыть для себя что-то новое. Иногда в ходе выступления мы экспериментируем и предлагаем нарисовать музыку, которую слышат наши маленькие зрители. Результат превзошел наши ожидания. Целая выставка музыкальных образов предстала перед нашими глазами. В дальнейшем мы продолжим эту практику.
- Ирина Климова, член национального Союза композиторов Украины, преподаватель музыкальной школы №5:
- Хоть наш город и небольшой, но у нас огромное культурное наследие и потенциал. Симфонический оркестр - очень важное в нем явление. Самое главное, что коллектив сегодня выполняет большую работа по сохранению отечественной классической музыки, ведь для композитора так важно слышать музыку, которую он сотворил. Музыка жива, пока она звучит, пока современники ее слышат.
Для меня, да и многих современных украинских композиторов, сотрудничество с Владимиром Кимом очень ценно. Мы наконец-то можем реализоваться, как музыканты. Я вижу, как молодежь с удовольствием приходит на концерт, а музыканты, поверьте мне, чувствуют даже спиной, как их принимают в зале. Хотелось бы, чтобы севастопольские СМИ больше поддерживали и рекламировали этот оркестр в городе.
Александр Сметанин, председатель севастопольского отделения Всеукраинского национального музыкального Союза, Народный артист Росиийской Федерации, заслуженный деятель искусств Украины:
- Классическое искусство всегда остается востребованным - об этом говорят полные залы и рукоплещущая публика на концертах муниципального оркестра и не только.
Наконец-то отпал вопрос – нужен или не нужен оркестр городу? Да, есть и проблемы: не хватает музыкальных инструментов, приходится постоянно приглашать музыкантов со стороны. Давать два концерта в месяц, я считаю, это вполне достаточно. А вот в плане имиджа города и духовности альтернативу оркестру я не вижу. И если мы сегодня сможем доукомплектовать оркестр, это будет великое достижение.
Я всеми силами помогаю и буду помогать творчески, морально этому коллективу в работе. С каждым годом оркестр будет только расти.
Огромное спасибо Владимиру Николаевичу за то, что он приобщает педагогов к своему коллективу. На концертах они передают любовь и понимание классической музыки своим ученикам. Скорее всего, это даже связь поколений. Вспомните такие имена, как Игорь Четуев, Алина Кабанова, Мария Ким. Сегодня они работают за рубежом, но у них появилась возможность показать свое творчество в родном Севастополе.
Екатерина Троценко, председатель крымского отделения союза композиторов Украины, заслуженный деятель искусств Украины:
Чтобы оценить работу оркестра, стоит просто один раз прийти и послушать.
От лица крымской организации композиторов я со всей уверенностью говорю, что это большой творческое достижение - мы имеем превосходный оркестр. Этот коллектив не вчера родился, он шел к признанию долгие годы и это естественный переход в новое качество.
Но не все сразу. Есть ряд документов, в которых предлагается местным властям доукомплектовать оркестр, и город осознает эту необходимость. Более чем 2 концерта в месяц, многочисленные публичные выступления и образовательные муз.абонементы – норма творческой жизни для оркестра. Можно дать и триста концертов, но это еще не о чем не говорит.
А ведь они играют сложнейшую музыку, подняв большой пласт современной украинской музыки, которую не все хотят играть. Это и Станкович, Максим Устинов, Леся Дычко, Матвеев, И.Климова. В 2009 пройдет уже 3-ий фестиваль «Дни музыки крымских композиторов». Я только говорю спасибо, что есть коллектив и Владимир Ким, с которым приятно работать.
Елена ГРАЧЕВА