Очередной концерт VIII Международного музыкального фестиваля «Порт — Петровские Ассамблеи», который проводит Даггосфилармония, представил дагестанцам лауреата международных конкурсов, флейтиста Олега Сытянко из Финляндии. Гастрольные концерты артистов, владеющих этим инструментом, для нас большая редкость при том, что в республике флейтовая школа переживает сегодня большой подъем. Этот музыкант настолько виртуозен, что специально для него современные композиторы пишут музыку. Олег Сытянко — профессор консерватории г. Турку, концертирует по всей Европе.
Для совместных репетиций с Камерным оркестром филармонии п/у заслуженной артистки России Зарифы Абдуллаевой времени было достаточно, поскольку артист приехал заранее. Это позволило ввести в концерт не только заслуженную артистку Дагестана, флейтистку Индиру Зайдиеву, но и ее ученика из Школы Мурада Кажлаева для особо одаренных детей, лауреата всероссийского конкурса Даниэля Буни.
Олег Сытянко ехал к нам без предвзятого мнения, о чем он рассказал журналистам:
-Вообще, не люблю слушать СМИ. Они почти не интересуются настоящей жизнью. Их волнует узкая сфера. Особый регион должен быть поставщиком шокирующих новостей — вот их установка. За все дни, что я в Махачкале, ни одного негативного момента я не заметил. С дагестанцами очень приятно общаться. Они — солнечные, позитивные люди!
-Вы уже успели дать мастер — класс для учеников Индиры Зайдиевой.
-Это замечательный класс флейтистов! Главное, что эти дети радуются игре на инструменте. К сожалению, мало с ними позанимался, смог уделить только три часа. Даниэль Буни — очень талантливый парень! Вообще, с музыкантами оркестра, Зарифой Абдуллаевой, Индирой Зайдиевой, Ксенией Балковой мне легко и приятно работать. Я приехал пораньше, чтобы не было лишних волнений в подготовке.
-Аристотель не советовал слушать флейту сердечникам, уж очень она будоражит.
-Флейта, в какой-то мере, опасный инструмент, если им неправильно пользоваться. Есть такие звуки, которые могут повлиять на нервную систему человека. Я — профессионал, но и для меня есть исполнители, которых я не могу слушать.
-Значит легенда о крысолове — это не миф?
-Не миф. Все дело в частотах, которые есть у всех людей и предметов. На флейте можно сыграть некоторые обертональные звуки в определенной частоте и потушить все лампочки зале.
-Вы сегодня будете это делать?
-У меня нет таких способностей, но это умеет мой старший брат Эдуард Сытянко. Он тоже флейтист, живет и работает в Польше.
-Русская флейтовая школа ценится за рубежом?
-Она набирает силу. Мастерство русских флейтистов росло на традициях итальянских и немецких мастеров. А сегодня основой являются английская, французская и немецкая школы. Итальянская остается в тени.
-В какую страну лучше ехать российским флейтистам за хорошим образованием?
-Лучше учиться в своей стране. Сейчас в России появилось много хороших педагогов. Другое дело, что можно свободно ездить повышать свою квалификацию на мастер — классы в Европу, Америку. Это нужно!
-Насколько композиторы интересуются флейтой?
-Это очень популярный инструмент, интерес у авторов всегда есть, правда у них не всегда получается понять особенности флейты. Иногда они пишут музыку как для рояля или скрипки. Такие произведения приходится откладывать. Очень любят флейту французы. У них самая большая библиотека флейтовой музыки.
-Флейта имеет бесчисленное количество разновидностей. Какие есть у вас?
-Я играю на старинных инструментах. У меня есть деревянная флейта, сделанная в 27 году прошлого века. Сохранить старинные инструменты очень трудно, поэтому мир перешел на металл, на нем легче играть.
-Что за инструмент у вас в руках?
-Это японская флейта из серебра. Голова ее сделана известным корейским мастером специально для меня. Обратите внимание, на «губах» флейты интересная гравировка — традиционный корейский рисунок. Их мастера всегда так украшают инструменты. Еще у меня есть флейта — пикколо.
— У вас есть фирменный секрет в работе с учениками?
— Я всегда говорю мамам — не мешайте детям играть! Это самое главное. Когда дети приходят учиться в школу, они не волнуются, но зато волнуются их мамы и передают им напряжение. В классе должен быть комфорт. Я стараюсь создать дружеские отношения со своими учениками и студентами. В концерте прозвучала пьеса «Колибри» американского композитора Евгения Магалифа, которая была написана специально для Олега Сытянко и его брата.
Здесь стоит отметить, что российская премьера пьесы «Колибри» состоялась несколько лет назад именно в зале Кумыкского Театра. Это одно из самых исполняемых произведений в репертуаре Камерного оркестра филармонии и она обязательно включается в концерты для детей, как образец очень понятных юным слушателям приемов звукописи. Кроме того, исполнялась Бранденбургский концерт Баха, музыка Дебюсси, Моцарта, Сибелиуса, Поппа, Кажлаева. Олег Сытянко открыл для дагестанских слушателей молодого английского композитора Яна Кларка. Он совершил переворот во флейтовой музыке, которая достаточно консервативна, соединив все стили, которые только возможны в игре на флейте и ввел массу новых элементов. Музыка Яна Кларка на слушателей действует гипнотически. Насколько этот композитор талантлив, как мелодист, Олег Сытянко и Индира Зайдиева показали, исполнив удивительную по красоте пьесу «Майя». А на бис флейтист исполнил пьесу «Поезд», продемонстрировав невероятные технические возможности инструмента. То, что духовой инструмент может изобразить гудок поезда, скрип и стук колес — это понятно. Но вот как музыканту удается издавать все эти звуки одновременно, объемно, так что слышно и как потоки воздуха бьются в вагоны, и как вздыхают механизмы, стекла звенят на крутых поворотах — совершенно непонятно. Олег Сытянко показал высочайший профессионализм в игре. Его концерт — это одно из лучших представлений сезона, которое еще раз продемонстрировало как высок интерес слушателей к музыке, заставляющей интеллектуально подтянуться, а не идти на поводу усредненного популярного стандарта.
Мария Шерматоваmkrf.ru