Выступления Ли и Генюшаса стали сенсациями на конкурсе Чайковского

Добавлено 19 июня 2015 muzkarta

Международный конкурс имени П. И. Чайковского, Лукас Генюшас (фортепиано), Большой зал Московской консерватории, Илья Рашковский (фортепиано)

Похоже, возможности Джоржа Ли безграничны. Фото: tchaikovskycompetition.com
В третий день прослушиваний в номинации «фортепиано» на конкурсе Чайковского случились две сенсации — выступления Джорджа Ли (США) и Лукаса Генюшаса (Россия-Литва).Первый тур, во многом, это тур классических сонат. Сонатная форма, как никакая другая, выявляет главные слагаемые таланта пианиста: слух и интеллект, контроль и темперамент, владение звуком и временем. Музыкальный марафон 18 июня прошел под знаком Бетховена: великий немец был представлен в сонатных циклах всех участников, а за первые четыре выступления прозвучала вся триада поздних сонат композитора, причем сложнейшая, экстатическая 32-ая — дважды. Поэтическую трактовку бетховенского шедевра представил первый конкурсант дня — 30-летний пианист романтического склада Илья Рашковский, покоривший публику обаянием, чистым звучанием инструмента, ярким исполнением «Метели» Листа и 24-го этюда Шопена.

Выступление следующего участника, 30-летнего пианиста Георгия Войлочникова вызвало смешанные чувства: внешние проявления его темперамента не всегда находили отклик в звучании инструмента, а заявленная в программе 31-я Соната Бетховена стала в буквальном смысле битвой пианиста с музыкой и самим собой: динамические контрасты, поднятое высоко запястье в левой руке, сверхэкспрессивные движения корпуса, закругленные, высоко поднятые пальцы — все это отдавало в зал вибрацией сильного напряжения, что для Бетховена не лишне, но в остальном, скорее, мешало пианисту справляться с художественными задачами программы.

Тема борьбы продолжилась и в выступлении следующей участницы состязания, 23-летней Марины Яхлаковой: прилежная и немного испуганная манера игры и внутренняя скованность сжали в тиски художественные данные конкурсантки, и победить зажатость, увы, не удалось. Разве только забыть о ней не некоторое время: самыми удачными в выступлении стали «Ноктюрн» и «Юмореска» Чайковского.

Сенсацией дня стал 19-летний американский пианист азиатского происхождения Джордж Ли. Высокохудожественное, мастеровитое, феерическое выступление молодого пианиста вызвало неистовый восторг публики. Архитектурно выстроенная вертикаль и горизонталь полифонической ткани Прелюдии и Фуги соль-минор из второго тома ХТК И. С. Баха создавали иллюзию 3D-материализации произведения. Исполненная 32 соната Бетховена стала настоящим художественным событием сегодняшнего дня. Великолепное владение инструментом, высочайший эмоциональный интеллект и артистическая харизма, феноменальный полифонический слух и математически выверенный баланс голосоведения и звука, инженерное построение музыкальной формы, наконец, блестящее пальцевое perlé и королевская посадка, напомнившая об Артуре Рубинштейне — похоже, пианистические возможности Джоржа Ли безграничны. Хроматический этюд Шопена на технику 4 и 5 пальца превратился в исполнительский шедевр без особого труда, как у Пушкина: «Там королевич мимоходом пленяет грозного царя». Ли — безусловно, один из лидеров первого тура.

«Сегодняшнее выступление в Большом зале консерватории, — сказал Джордж Ли после своего выступления — незабываемый и драгоценный опыт для меня. Это потрясающий конкурс и я очень надеюсь пробыть в нем дольше. Из исполненной сегодня музыки мне особенно близки Бетховен и Чайковский. В музыке Чайковского столько чувства, любви, благодати, и я очень старался донести сегодня все, что я чувствую сердцем, публике».

Публика очень тепло встретила и следующего участника, 24-летнего пианиста из Франции Люка Дебаргю, открывшего серию вечерних прослушиваний. Технически далеко не безупречное, его исполнение было полно живой эмоции и искреннего, личного отношения: особое впечатление произвела медленная часть седьмой сонаты Бетховена и феерическое по темпераменту исполнение фа-минорного трансцендентного этюда Листа. Это тот случай, когда несколько нот, сыгранные мимо, забываются, а в памяти остается настроение.

Следом выступила серьезная конкурсантка из России 27-летняя Дарья Каменева, крепко, стабильно сыгравшая заявленную программу в академическом ключе.

Закрывал прослушивания третьего дня пианист в четвертом поколении, представитель сразу двух стран — России и Литвы — Лукас Генюшас, выступления которого ждали многие музыканты Москвы. И не напрасно. Было впечатление, что перед нами играл пианист, для которого победа на конкурсе Чайковского — давно пройденный этап, и сейчас он просто играет в свое удовольствие. Анализировать совершенное исполнение — все равно, что разбирать по составу предложения в романе Набокова, или измерять в сантиметрах пропорции творений Микеланджело. Не поднимается рука. То была игра музыканта с большой буквы, за плечами которого стоит память предков, а лучшие традиции московской фортепианной школы впечатаны в его ДНК. То была игра, во время которой забываешь про конкурс, рецензии, трансляции. Да и сам пианист был меньше всего озабочен конкурсным ажиотажем: он «просто» великолепно играл сольный концерт на сцене Большого зала консерватории. Это была музыка. И это выступление артиста на порядок выше всего, что мы слышали до этого. Думается, многие музыканты уже предчувствуют исход конкурса.

Текст: Светлана Елина

www.rg.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору