Похоже, возможности Джоржа Ли безграничны. Фото: tchaikovskycompetition.com
В третий день прослушиваний в номинации «фортепиано» на конкурсе Чайковского случились две сенсации — выступления Джорджа Ли (США) и Лукаса Генюшаса (Россия-Литва).Первый тур, во многом, это тур классических сонат. Сонатная форма, как никакая другая, выявляет главные слагаемые таланта пианиста: слух и интеллект, контроль и темперамент, владение звуком и временем. Музыкальный марафон 18 июня прошел под знаком Бетховена: великий немец был представлен в сонатных циклах всех участников, а за первые четыре выступления прозвучала вся триада поздних сонат композитора, причем сложнейшая, экстатическая 32-ая — дважды. Поэтическую трактовку бетховенского шедевра представил первый конкурсант дня — 30-летний пианист романтического склада Илья Рашковский, покоривший публику обаянием, чистым звучанием инструмента, ярким исполнением «Метели» Листа и 24-го этюда Шопена.
Выступление следующего участника, 30-летнего пианиста Георгия Войлочникова вызвало смешанные чувства: внешние проявления его темперамента не всегда находили отклик в звучании инструмента, а заявленная в программе 31-я Соната Бетховена стала в буквальном смысле битвой пианиста с музыкой и самим собой: динамические контрасты, поднятое высоко запястье в левой руке, сверхэкспрессивные движения корпуса, закругленные, высоко поднятые пальцы — все это отдавало в зал вибрацией сильного напряжения, что для Бетховена не лишне, но в остальном, скорее, мешало пианисту справляться с художественными задачами программы.
Тема борьбы продолжилась и в выступлении следующей участницы состязания, 23-летней Марины Яхлаковой: прилежная и немного испуганная манера игры и внутренняя скованность сжали в тиски художественные данные конкурсантки, и победить зажатость, увы, не удалось. Разве только забыть о ней не некоторое время: самыми удачными в выступлении стали «Ноктюрн» и «Юмореска» Чайковского.
Сенсацией дня стал 19-летний американский пианист азиатского происхождения Джордж Ли. Высокохудожественное, мастеровитое, феерическое выступление молодого пианиста вызвало неистовый восторг публики. Архитектурно выстроенная вертикаль и горизонталь полифонической ткани Прелюдии и Фуги соль-минор из второго тома ХТК И. С. Баха создавали иллюзию 3D-материализации произведения. Исполненная 32 соната Бетховена стала настоящим художественным событием сегодняшнего дня. Великолепное владение инструментом, высочайший эмоциональный интеллект и артистическая харизма, феноменальный полифонический слух и математически выверенный баланс голосоведения и звука, инженерное построение музыкальной формы, наконец, блестящее пальцевое perlé и королевская посадка, напомнившая об Артуре Рубинштейне — похоже, пианистические возможности Джоржа Ли безграничны. Хроматический этюд Шопена на технику 4 и 5 пальца превратился в исполнительский шедевр без особого труда, как у Пушкина: «Там королевич мимоходом пленяет грозного царя». Ли — безусловно, один из лидеров первого тура.
«Сегодняшнее выступление в Большом зале консерватории, — сказал Джордж Ли после своего выступления — незабываемый и драгоценный опыт для меня. Это потрясающий конкурс и я очень надеюсь пробыть в нем дольше. Из исполненной сегодня музыки мне особенно близки Бетховен и Чайковский. В музыке Чайковского столько чувства, любви, благодати, и я очень старался донести сегодня все, что я чувствую сердцем, публике».
Публика очень тепло встретила и следующего участника, 24-летнего пианиста из Франции Люка Дебаргю, открывшего серию вечерних прослушиваний. Технически далеко не безупречное, его исполнение было полно живой эмоции и искреннего, личного отношения: особое впечатление произвела медленная часть седьмой сонаты Бетховена и феерическое по темпераменту исполнение фа-минорного трансцендентного этюда Листа. Это тот случай, когда несколько нот, сыгранные мимо, забываются, а в памяти остается настроение.
Следом выступила серьезная конкурсантка из России 27-летняя Дарья Каменева, крепко, стабильно сыгравшая заявленную программу в академическом ключе.
Закрывал прослушивания третьего дня пианист в четвертом поколении, представитель сразу двух стран — России и Литвы — Лукас Генюшас, выступления которого ждали многие музыканты Москвы. И не напрасно. Было впечатление, что перед нами играл пианист, для которого победа на конкурсе Чайковского — давно пройденный этап, и сейчас он просто играет в свое удовольствие. Анализировать совершенное исполнение — все равно, что разбирать по составу предложения в романе Набокова, или измерять в сантиметрах пропорции творений Микеланджело. Не поднимается рука. То была игра музыканта с большой буквы, за плечами которого стоит память предков, а лучшие традиции московской фортепианной школы впечатаны в его ДНК. То была игра, во время которой забываешь про конкурс, рецензии, трансляции. Да и сам пианист был меньше всего озабочен конкурсным ажиотажем: он «просто» великолепно играл сольный концерт на сцене Большого зала консерватории. Это была музыка. И это выступление артиста на порядок выше всего, что мы слышали до этого. Думается, многие музыканты уже предчувствуют исход конкурса.
Текст: Светлана Елина
www.rg.ru