Авторы:
Елена Прыткова, Максим Прытков
Лев Панкратов и его капелла «Благовест», открытие фестиваля «Гармония и мир» в Рахманиновском зале МГК. Фото — Игорь Кравец.
12 декабря 2014 года в Москве состоялось открытие фестиваля современного хорового искусства «Гармония и мир». Его программа обширна и сосредоточена не только в столице: концерты, расписанные до февраля, звучат также в Нижнем Новгороде и Костроме, а в Петербурге вниманию публики предложена театральная постановка, то есть в этот раз фестиваль несколько расширил свои «полномочия». Но, по-прежнему, центром события становится показ современного состояния хоровой «отрасли» — столичные и провинциальные коллективы знакомят слушателей с новыми сочинениями, от миниатюр до целых опер (на нынешнем форуме их две и обе нижегородские — «Коко Шанель» Э.Фертельмейстера и «Голый король» А. Шестериковой).
Поддерживаемый федеральным министерством культуры, фестиваль невозможно представить без личности нижегородца Льва Панкратова — человека, бесконечно преданного хоровому искусству, готового служить ему всеми силами, на которые способен: преподавая на дирижерско-хоровом факультете Нижегородской консерватории, давая концерты с созданной им мужской капеллой «Благовест» из Суздаля, сочиняя. Возможно, что когда твой наставник в консерватории, как это было у Панкратова, легендарный Л. Сивухин, по-другому просто нельзя. Бывая на репетициях, приходилось слышать от Льва Германовича слова неудовлетворенности положением хоровой музыки в наши дни, охлаждением интереса к ней публики — «Мы должны делать что-то, чтобы вернуть слушателей, понимаете?». Этот фестиваль — одно из таких дел.
Открытие было очень насыщенным — три коллектива, среди которых хор «Нижний Новгород», мужская капелла «Благовест», хор Московской консерватории, много первых исполнений.
Следует признать, что смысловым и эмоциональным центром первого отделения стали две вещи — сочинения ушедшего осенью 2014 года самобытного саранского композитора Сергея Терханова на стихи Дмитрия Самойлова «В районном ресторане», его три хора на стихи Булата Окуджавы и проект Льва Панкратова INOE, обозначенный автором, как «заклинания».
Но все по порядку. Стиль Терханова, это безусловно, без всяких скидок на провинциальность — экзистенциализм. Музыкальное наполнение трагических, но в то же время, совершенно не пафосных, интимных текстов, созданное автором и очень качественно переданное хором «Нижний Новгород», отсылает слушателей к традициям Камю и Бубера. «Экзистенциальный вакуум», окружающий человека, готового смотреть в лицо умирающей реальности — такова планка текстов, перед которой композитор не спасовал. Трагический лиризм — это достаточно сложная конструкция. Не впасть в патетику — хору в своем исполнении предстояло пройти между этой крайностью и противоположной — отстраненнным, буквальным, иллюстративным исполнением. Кажется, задача оказался вполне реальной для коллектива.
И мелодически, и эмоционально безупречная работа позволила слушателям увидеть, услышать и почувствовать не просто гармоническую последовательность звуков, наложенную на текст, но оказаться в центре того самого экзистенциального переживания «себя», каковая, безусловно, полно — в то же время, изысканно-индивидуально раскрыла для каждого из сидящих в зале страдания авторов текста и музыки.
Сочинение Панкратова, очевидно, ставило перед автором, исполнителями и слушателями иную задачу. Обращение к архаическим пластам культуры, безусловно, одно из «вечно актуальных» для искусства направлений. «Заклинания» — классический пример такого, впрочем, мелодически весьма современного, прочтения. Текстуально перед слушателями, действительно, проходит последовательность неких «заклинательных» формул, от «молитвы Соломона», исполняемой в сопровождении драматического чтеца, до некоторых несколько невнятных с точки зрения содержания, но достаточно сильных по исполнению оккультно-языческих песнопений.
В определенной степени, это забавно. В определенной же степени перед нами попытка стилизации под знаменитые камлания «эстетов Серебрянного века». По крайней мере, именно такие ассоциации рождались во время прослушивания. Полагаю, что стилизация в целом удалась.
Технически произведенение весьма не простое, в определенной степени изощренное и хору, как представляется, пришлось приложить немало усилий на репетициях, чтобы добиться того качества, которое было продемонстрировано в концерте. «Нижний Новгород», в принципе, в очередной раз доказал публике свой высокий профессиональный уровень, полагаю, что доставил он тем самым удовольствие и автору сочинения, который выступил в качестве дирижера.
Музыкальные «приветы Стравинскому», которые передал в своей работе Лев Панкратов, резюмируя, звучали оригинально, не выглядели, что важно, повтором.
Надо отметить, что презентация INOE пришлась вовремя не только с музыкальной, но и с социокультурной точки зрения — некий парафраз камланий, метаний и исканий, аналогичный оным для интеллигенции начала XX-го века мы, жители России века XXI-го, наблюдаем и ныне. Таким образом, и композитор, и хор, можно сказать, успешно поддержали восходящий тренд.
Станислав Калинин, хор Московской консерватории, солист Михаил Нор. «Спиричуэл». Фото — Игорь Кравец.
Второе отделение было отдано москвичам. Хором консерватории дирижировали студенты выпускного курса. Конечно, их имена нам пока вовсе не известны, но кто знает, возможно спустя сколько-то лет именно они будут гордостью хорового искусства? А пока скажем, что ребята чувствуют себя вполне уверенно в том репертуаре, который предложили вниманию слушателей. А этот репертуар не из простых: это и Свиридов, и Щедрин, и Фалик, и обработки украинских песен в современном ключе. Отметим безупречное исполнение технически сложной «Если жизнь тебя обманет» Свиридова, прекрасные голоса солистов (как тех, что выходили на авансцену, так и тех, что оставались в хоре). Единственно, показалось, что сопрано как группа уступала по яркости другим, а тенора подчас лихо выделялись из общего контекста. Но в целом хор произвел самое приятное впечатление, подытожив первый день фестиваля яркой кульминацией, родившейся спонтанно: под управлением руководителя хора Станислава Калинина прозвучал спиричуэл на качественном английском «Ain’t got time to die» (с блестящим солистом Михаилом Нором!).
Впереди у фестиваля еще несколько концертов в залах Москвы с финальным аккордом в Большом зале консерватории — здесь 18 февраля прозвучат два крупных опуса, один из которых «Реквием» Л. Панкратова на стихи Анны Ахматовой.
Елена Прыткова, Максим Прытков
Комментарии
Ксения Л, Нижний Новгород, 25 января 2015:
Лев Панкратов - очень талантливый человек.