После пресс-конференции у Дениса Мацуева выдалось свободное время, которое он уделил журналисту телекомпании «ТВ-ИН» Татьяне Артёменко и вашей покорной слуге.
-«ММ»: У всех ныне состоявшихся людей, будь то спортсмены, звёзды шоу-бизнеса, есть трогательная life story о трудном становлении в столице, проверявшей на прочность. Евгений Плющенко, к примеру, собирал с мамой бутылки в парках Санкт-Петербурга. От вас страшных рассказов о приезде в Первопрестольную никто не слышал.— Пресловутые «лихие девяностые» стали для меня самыми счастливыми годами. Знакомство с потрясающими людьми, гастроли по миру с «Новыми именами», учёба в Центральной музыкальной школе, конкурсы и драйв — для меня это абсолютно уникальный период.
— «ММ»: И даже вечно пьяный сосед в доме, где вы снимали квартиру?— (Смеётся). Это тоже неотъемлемый элемент времени. Тот сосед мне даже помог. Он приходил и просил сыграть его любимую песню из кинофильма «На семи ветрах», пока я играл, он выпивал свою норму и благополучно засыпал — а я мог спокойно заниматься всю ночь. Первый этаж, лифтовая шахта «забирала» весь звук вниз, и я, никому не мешая, учил свою программу.
— «ММ»: Победный для вас конкурс Чайковского действительно разделил жизнь на «до» и «после»? Или, не будь его, всё равно добились бы столь выдающихся успехов?— Конкурс дал мне звание победителя конкурса Чайковского, который в то время был очень сильным брендом, и возможность быстрее сделать большую карьеру. В то время, несмотря на все сложности, конкурс Чайковского был представлен очень сильным составом участников. На первую премию в тот год по-настоящему всерьёз претендовали шесть-семь пианистов со всего мира.
— «ММ»: И все ведь репетировали на хороших инструментах, тогда как вы оттачивали мастерство на стареньком пианино «Тюмень», привезенном из родного Иркутска…— (Улыбается). Вы и это знаете? Да, всё правильно.
— «ММ»: Сыграла поговорка Суворова: тяжело в учении — легко в бою?— Может быть, но ещё помогло то, что настраивался не на конкурс Чайковского, а на большой концерт в зале, в котором выступал уже много раз. Играл не для жюри, а для публики, мне очень хорошо была знакома эта атмосфера, и все три тура конкурса по эмоциям прошли правильно.
— «ТВ-ИН»: А ещё вы говорили, что та победа состоялась благодаря тому, что вы смотрели чемпионат мира по футболу и потому не следили за соперниками.— Да, футбол — одно из главных увлечений, источник положительных переживаний, даже когда твоя команда проиграет, а это меня расстраивает очень сильно. Много раз говорил, что за игрой в футбол я провёл времени гораздо больше, чем за роялем. Спорт — великое творение человека. Я участвовал в закрытии Олимпиады в Сочи и был свидетелем уникальной атмосферы всеобщего единения. Вы бы видели, как искренне переживали наши болельщики за, казалось бы, прямых конкурентов российской сборной! Я бывал на восьми Олимпиадах, но в Сочи было нечто грандиозное. Я участвовал в официальной церемонии закрытия Олимпиады и исполнял концерт Рахманинова на огромном стадионе «Фишт». Особенно важно, как мне кажется, что вся церемония была подана через призму нашей культуры — это правильно, ведь это действительно наша гордость. И выступление нашей сборной также стало национальной гордостью. Я ходил на все соревнования, болел, кричал, срывал голос…
— «ММ»: Возвращусь к «Тюмени». Приятная издержка вашего статуса (знаю, что вы не любите слово «статус») — возможность играть на лучших роялях мира. А не осталось студенческого зуда заставить петь… не знаю… разбитый «Красный октябрь»?— Вы заблуждаетесь насчёт «лучших в мире». Бывали разные варианты. Но подчинял и их — и они звучали.
— «ММ»: Говоря о «породе» пианистов, всегда привожу два примера: затворник Евгений Кисин и вы — блестящий, глянцевый, гламурный…— (Смеётся). Ну, какой гламурный — упаси господь, вы просто плохо меня знаете. Женя Кисин — уникальный музыкант, потрясающий человек, самый честный и добрый из всех, с кем мне доводилось общаться. Различие между нами в том, что я, наверное, разрушил некий стереотип вундеркинда. Стараюсь быть, так сказать, нормальным человеком, не зацикленным на себе и искусстве. Да, был вундеркиндом, но не в стереотипном понимании: гулял с пацанами, играл в футбол и даже руку ломал трижды. А глянец — ну что вы! Напротив, меня никто не ассоциирует с ним, я противник этого всего. (Смеётся). Вот это вы меня задели!
— «ММ»: Не обижайтесь, я как раз считаю, что классические музыканты обязаны быть такими, как вы и Анна Нетребко: публичными, профессионально общающимися с прессой, социально активными и даже участвующими в фотосессиях гламурных журналов. Люди пойдут в залы уже для того, чтобы увидеть вас, а там, глядишь, и классику полюбят.— Да, но дело в том, что Анна Нетребко не стала бы Анной Нетребко, если бы не была самым простым человеком. Мега-звезда, прима по всем мировым стандартам, сравнимая разве что с Марией Каллас и подобными дивами мировой оперы. При этом проста, честна, естественна, искренна и всегда говорит правду. Она разрушила стереотип о том, что звёзды — недоступные небожители. Всё это плюс величайший дар и мастерство — и мир узнал Анну Нетребко.
— «ММ»: Всегда задаю этот вопрос классическим музыкантам: являются ли для вас авторитетами современные композиторы?— Рыбников и Таривердиев — уникальные представители русской композиторской школы, они окончили консерваторию у Хачатуряна, их музыка будет звучать и через сто, и через двести лет. В современной эстраде, по-моему, трудно написать какую-то новую мелодию: как мне кажется, вся хорошая музыка уже написана. Я преданный поклонник советской эстрады, знаю наизусть музыку из кинофильмов, оперетт, но для вечных хитов нужны другие представители. Почему такие рождались у Магомаева? Потому что они были созданы в гениальном триумвирате композитора и пианиста Бабаджаняна, поэта Рождественского и певца Магомаева. И каждый шедевр готовился годами! Сейчас всё по-другому. Не согласен и с тем, что шоу-бизнес проник в мир классической музыки. Наверное, это касается таких проявлений, как концерт трёх великих итальянских теноров, когда они пели для сотен тысяч человек на закрытии чемпиона мира по футболу в Италии. Но таким образом они просвещали ту часть публики, которая никогда не слышала классической музыки. Да, есть некие законы шоу-бизнеса и у нас — к примеру, так нелюбимая мною продаваемость в том же составлении репертуара для концерта. Куда ни приедешь, слышишь: не все симфонии Шостаковича хорошо продаются. То есть организаторы больше думают о том, чтобы заполнить зал. Но если руководствоваться только этим критерием, мы зайдём в тупик. И миссия популярных исполнителей — играть не только концерт Чайковского, но и Хачатуряна, Римского-Корсакова, Балакирева — не самых «раскрученных» композиторов. Есть столько гениальной музыки, которую, к сожалению, не играют.
— «ММ»: И всё же настырно тяну вас к своему вопросу: Хворостовский спел на музыку Крутого, Елена Образцова прочитала рэп с Тимати. Вы на такие эксперименты готовы?— Если говорить об удачных примерах соединения разных стилей, я могу назвать дуэт Монтсеррат Кабалье и Фредди Меркьюри, «Барселона». Если что-то будет сделано на таком же уровне, я готов принять в этом участие. Других гениальных сочетаний, которые поразили бы в самое сердце, я пока не знаю.
— «ТВ-ИН»: Вы потрясающе пародируете политиков. Ещё один талант?— Это из семьи, в которой всегда царила потрясающая атмосфера юмора. Я вырос в Иркутском драмтеатре, где папа был заведующим музыкальной частью. И с тех пор очень люблю окружение весёлых людей с хорошим чувством юмора. Если бы не юмор, порой было бы совсем туго. А пародировать точно помогает музыкальный слух, интуитивное копирование. Вообще, копировать — неотъемлемая часть молодого музыканта: слушаешь выдающееся исполнение и волей-неволей пытаешься его копировать. А я с детства дома устраивал мини-спектакли — с игрой на аккордеоне, гитаре, скрипке, саксофоне и пародией.
— «ММ»: Где вы будете Девятого мая?— В Москве на концерте у Поклонной горы. Мы играем с Гергиевым концерт для ста пятидесяти тысяч человек. Пару лет назад был удивительно трогательный момент: исполнял попурри на известные военные песни, и пожилой ветеран под песню «Бьётся в тесной печурке огонь…» пригласил на вальс молоденькую девушку, они танцевали прямо в партере. Это было настолько трогательно, что у меня текли слёзы. Мы приближаемся к святому Дню Победы, которая многими сегодня интерпретируется, мягко говоря, неправильно. Против этого борюсь жёстко.
— «ТВ-ИН»: Первый концерт Чайковский посвятил своему учителю Рубинштейну, который отказался его играть, назвав слишком сложным.— Да, для фортепиано и скрипки Чайковский писал очень сложно — по сути, первый концерт антипианистический, неудобный для исполнения чисто технически, но музыка-то гениальная. Потому это самый популярный концерт в мире. Я играл его сотни раз.
— «ТВ-ИН»: И никогда одинаково?— Нельзя сказать, что специально настраиваюсь играть каждый раз по-новому. Но, тем не менее, сегодня у меня дебют: впервые играю концерт Чайковского в Магнитогорске, так что выхожу на сцену как в первый раз.
— «ММ»: Наверное, это спасает от ощущения того, что музыка, пусть и гениальная, но исполненная тысячу раз, может поднадоесть?— Безусловно. Никогда не забуду первый тур по Америке после конкурса Чайковского: сорок пять концертов по всем Штатам, тридцать два исполнения Первого концерта Чайковского и пятнадцать — Второго концерта Рахманинова. Очень сложно психологически. Сейчас я стараюсь играть разную музыку. Вот за март у меня тридцать концертов по всему миру: семнадцать разных концертов с оркестром, три разные сольные программы и камерные ансамбли.
— «ТВ-ИН»: Зачем такой сумасшедший темп?— Люблю ощущать себя в драйве, это держит в хорошем тонусе.
— «ТВ-ИН»: Вы известны и как активный общественный деятель, организатор фестивалей…— (Смеётся, обращаясь ко мне): Вот видите, это не гламур, а общественная деятельность! Да, это дело моей жизни. Чрезвычайно важная часть этой работы — фонд «Новые имена» имени И. Вороновой. Иветта Николаевна Воронова в своё время ездила по регионам, проводила прослушивания и отбирала талантливых ребят для дальнейшей учёбы в ЦМШ. В девяностом году отбор проводили в моём родном Иркутске. Родители настояли на том, чтобы я попробовался. Но в тот момент у меня футбол был на первом месте, поэтому прослушивание было в, мягко сказать, необычных условиях: я после футбольного матча, весь взмыленный, прибежал в филармонию, выскочил на сцену и сыграл прелюдию Рахманинова и джазовую импровизацию — и попал в совершенно другую жизнь. «Новые имена» — уникальный фонд. На всех афишах во всём мире все русские фамилии моего поколения и младше — выходцы из «Новых имён». К сожалению, Иветты Николаевны уже нет с нами, и теперь её дело стало делом моей жизни.
— «ММ»: Денис, женитесь, наконец, и избавьте миллионы женщин всего мира от тщетных надежд на ваши руку и сердце.— (Смеётся). Подумаю над вашим предложением.
Строки биографии
Денис Мацуев родился в Иркутске в 1975 году в музыкальной семье. Отец — Леонид Викторович — композитор и пианист, автор музыки ко многим спектаклям иркутских театров; мать — Ирина Дмитриевна (урождённая Гомельская) — преподаватель игры на фортепиано. Дед, Дмитрий Леонидович Гомельский, работал перкуссионистом в оркестре Иркутского цирка.
Родители старались развить в маленьком Денисе навыки игры на фортепиано, приучить ребёнка к музыке. Начальное музыкальное образование он получил у своей бабушки Веры Альбертовны Раммуль, игравшей на нескольких инструментах. В Иркутске Денис учился в средней школе № 11 имени В. Маяковского и школе искусств. В 1990 году Денис вместе с семьёй переехал в Москву и поступил в Центральную музыкальную школу при Московской государственной консерватории. В 1991 году стал лауреатом международного благотворительного общественного фонда «Новые имена», благодаря чему посетил с концертами более 40 стран. В 1993 году он поступил в Московскую государственную консерваторию. Его учителями были такие выдающиеся музыканты, как А. Наседкин и С. Доренский. С этого времени выступал в программах фонда «Новые имена», которые вёл Святослав Бэлза, опекавший юного музыканта. В 1995 году Мацуев становится солистом Московской государственной филармонии.
Широкую известность Мацуеву принесла победа на XI Международном конкурсе П. Чайковского в 1998 году, артисту на тот момент было 23 года. Его выступление вызвало мировой отклик.
В ХХI веке Мацуев — один из популярнейших пианистов современности, который совмещает в своих музыкальных произведениях собственное новаторство и традиции русской фортепианной школы. С 1995 года солист Московской филармонии. С 2004 года он представляет свой ежегодный персональный абонемент «Солист Денис Мацуев». В абонементе вместе с пианистом выступают ведущие оркестры России и зарубежья. В концертах абонемента последних сезонов приняли участие симфонический оркестр Артуро Тосканини и Лорин Маазель, симфонический оркестр Мариинского театра и Валерий Гергиев, флорентийский Maggio Musicale и Зубин Мета, Российский национальный оркестр под управлением Михаила Плетнёва, Семёна Бычкова, Джанандреа Нозеды, Пааво Ярви, а также Владимир Спиваков, как солист и дирижёр Национального филармонического оркестра России.
Общественная деятельность Мацуева проявляется в его стремлении продвинуть филармоническое искусство во всех регионах Российской Федерации и воспитать в молодёжи интерес к музыке. Для достижения данных целей он руководит многими благотворительными программами, стараясь уделить своё внимание всем регионам страны, проводит детские и юношеские музыкальные конкурсы, фестивали, такие как «Звёзды на Байкале» и Crescendo.
В декабре 2011 года Мацуев стал почётным профессором МГУ. Продолжил сотрудничество с межрегиональным благотворительным фондом «Новые имена», став президентом этого фонда. Главной задачей фонда является дальнейшее образование талантливых детей и художественное воспитание молодёжи во всех регионах Российской Федерации.
Мацуев является арт-директором фонда имени
С. Рахманинова. В этом качестве обратился к президенту РФ В. Путину с просьбой выкупить и вернуть в собственность государства швейцарское имение Рахманинова «Сенар» для устройства в нём международного культурного центра.
В феврале 2006 года пианист вошёл в состав совета по культуре и искусству при президенте Российской Федерации.
14 сентября 2011 года Мацуев открыл в родном Иркутске концертный зал на 60 человек — Дом музыки Дениса Мацуева.
В 2012 году Мацуев возглавил общественный совет при Министерстве культуры РФ.
В 2013–2014 годах участвовал в серии благотворительных концертов в пользу пострадавших от наводнения на Дальнем Востоке России в 2013 году.
11 марта 2014 года подписал обращение деятелей культуры Российской Федерации в поддержку политики президента РФ В. Путина на Украине и в Крыму.
За время своей музыкальной деятельности Денис Мацуев успел установить тесные творческие связи с такими дирижёрами, как Юрий Темирканов, Владимир Федосеев, Валерий Гергиев, Юрий Башмет, Михаил Плетнёв, Юрий Симонов, Владимир Спиваков, Марис Янсонс, Лорин Маазель, Зубин Мета, Леонард Слаткин, Иван Фишер, Семён Бычков, Джанандреа Нозеда, Пааво Ярви, Мюнг-Вун Чунг, Курт Мазур, Юкка-Пекка Сарасте и многими другими.
Мацуев выступал с оркестрами США (Нью-Йоркский филармонический, симфонические оркестры Чикаго, Питтсбурга, Цинциннати), Германии (оркестры Берлинской филармонии, Баварского радио, Лейпцигский Gewandhaus, Западногерманского радио), Франции (Национальный оркестр, оркестр де Пари, филармонический оркестр Французского радио, оркестр капитолия Тулузы), Великобритании (оркестр ВВС, Лондонский симфонический, Лондонский филармонический оркестры, Королевский шотландский национальный оркестр и оркестр «Филармония»), а также оркестр театра La Scala, Венский симфонический, Роттердамский филармонический, Будапештский фестивальный и фестивальный оркестр Вербье, Maggio Musicale и Европейский камерный оркестры.
Рита Давлетшинаhttp://magmetall.ru