Фото: Дарья Каретникова
Фестиваль камерной музыки «Возвращение», вначале считавшийся молодежным, уже давно пользуется заслуженной репутацией одного из лучших по содержанию и качеству исполнения камерно-музыкальных форумов в стране. Этой зимой, как всегда, четырьмя концептуально-тематическими программами фестиваль отмечает солидный 20-летний юбилей. Во взрослое звучание на первый взгляд по-юношески пылко сформулированной темы программы-открытия «Муки любви» вслушивалась ЮЛИЯ БЕДЕРОВА.
Так часто бывает, что обманчиво рутинная на вид тема программы «Возвращения» в реальном воплощении оказывается художественным экспериментом с непредсказуемым результатом. Так и тут. «Муки любви», отсылающие к названию популярной скрипичной пьесы Фрица Крейслера, но обошедшие ее саму стороной, стали программой, в которой выбор сочинений не декорирует тему, но, игнорируя ее привычный контекст, направляет восприятие по неожиданному маршруту. «Муки любви» — ближайший родственник таких программ, как некогда звучавшие на фестивале «Корни», «Влияния» или «Романтическая музыка», в которой против ожиданий звучал лишь один опус XIX века, остальное было посвящено сугубому романтизму, казалось бы, рационалистского, эмоционально сдержанного века XX. И если привычка восприятия в словосочетании «муки любви» автоматически ставит смысловой акцент на второе слово, ожидая от музыки соответствующего градуса впечатлений, то все сочинения концерта-открытия поочередно акцентировали в названии «муки». Вместо того чтобы прозвучать восторженно, программа сделалась сложным, утонченным и непредсказуемым, исследовательски неспешным путешествием в мир мучительных переживаний и горьких наваждений.
Казалось бы, известный вальс «Амурские волны» (шаг далеко в сторону от филармонических репертуарных хрестоматий и одновременно от фестивальных элитистских манер) должен был слушателя прежде всего развлечь. Но посвященный неразделенной любви композитора (в традиционно подробном фестивальном буклете рассказывается история безответного увлечения Макса Авельевича Кюсса Верой Яковлевной Кириленко, общественной деятельницей и женой героя Русско-японской войны полковника Александра Кириленко) вальс в исполнении Вадима Холоденко изумлял скорее пугающей силой безысходности, рвущейся из-за парадного фасада, чем самой сентиментально-пышной внешностью популярной музыки.
Изумительный звук инструмента у Холоденко, когда внимание приковано к сложной игре нюансов и оттенков не самой по себе, но составляющей смысл цельной драматической формы, стал главным содержанием всего первого отделения «Мук». А два листовских «Сонета Петрарки» в его исполнении при всей их камерности — возможно, одной из самых сильных кульминаций всего фестиваля. Сыгранные с уникальным чувством звука и формы виртуозные концертные пьесы у Холоденко звучали напряженными визионерскими опытами, фантазиями не в жанровом, но в человеческом смысле, страницами смятения и созерцания, нежности и скорби. Той же глубиной цвета и темного напряжения, тонкостью мозаичных переплетений фраз и драматической цельностью формы поражало звучание трио Яначека «Крейцерова соната» в реконструкции Стивена Кокса с участием Холоденко, скрипачки Алисы Маргулис и виолончелиста Александра Бузлова.
Один из самых интересных музыкантов своего поколения и просто один из лучших пианистов на мировой фортепианной сцене Вадим Холоденко в программе первого концерта фестиваля, известного звездным уровнем и широкомасштабными программами, собранными из незаигранной и популярной музыки разных веков, был не единственной, хотя, наверное, и главной звездой. Мария Федотова в дуэте с Дарьей Телятниковой («Две поэмы Ронсара» Альбера Русселя 1924 года для флейты и голоса), Ксения Башмет, Юлия Корпачева, Дмитрий Власик, Кристина Блаумане, Мария Алиханова, Дмитрий Бурцев («Правила любви» — азартно-утонченная аранжировка бытовых любовных историй на тексты советских школьниц 1970–1980-х годов из сборника «Рукописный девичий рассказ» с реминисценциями от старинных жанров до романтических и модернистских музыкальных стилей), состав исполнителей Второго струнного секстета Брамса (Алена Баева, Максим Рысанов, Кристина Блаумане, Владислав Песин, Тимур Якубов, Дора Кокаш, нарисовавшие музыку Брамса тем тонким виртуозным прописным штрихом, какой превращает большие романтические ансамбли на фестивале в событие) — все музыканты мирового уровня, широких репертуарных взглядов, тонкого слуха и уникального опыта.
В следующих программах юбилейного «Возвращения» таких музыкантов и таких тем, раскрывающихся в неожиданной перспективе иронических и трагических ассоциаций, будет не меньше. Сегодня второй фестивальный вечер соединит в программе «Закат» «Сумерки» Хоакина Родриго, восходящее спектралистское солнце Тристана Мюрая, ми-бемоль-мажорное фортепианное трио Шуберта, красочный модерн Отторино Респиги и музыку Леонида Десятникова. Вечер с пейзажным названием мог бы быть иллюстрацией к хрестоматийной теме «Картины природы в музыке», но обещает стать чем-то совсем другим. 13 и 15 января — концерт «Эпитафия» и традиционный «Концерт по заявкам» (самих музыкантов во главе с художественными руководителями «Возвращения» Романом Минцем и Дмитрием Булгаковым). Среди исполнителей, кроме многих участников вечера про мучительную любовь, еще Лукас Генюшас, Яков Кацнельсон, Екатерина Апекишева, Борис Бровцын, Александр Кобрин, Григорий Кротенко, Валерий Попов и другие музыканты, как мало кто еще умеющие превращать камерные партитуры в события того редкого толка, когда сольное качество сочетается с ансамблевым мастерством.
Газета «Коммерсантъ»
№ 3 от 11.01.2017, стр. 11