6 июня в Большом зале Белгородской государственной филармонии состоялся концерт закрытия 49-го концертного сезона. В исполнении симфонического оркестра под управлением главного дирижёра заслуженного деятеля искусств Украины Рашита Нигаматуллина были исполнены сюита из балета «Ромео и Джульетта» и кантата «Александр Невский» (камерный хор под управлением Елены Алексеевой, меццо-сопрано — лауреат международного конкурса Оксана Никитина) Сергея Прокофьева.
49-й сезон (2015—2016 гг.) в Белгородской филармонии был продуктивным и насыщенным, что отмечали как сами музыканты, так и зрители. По традиции заключительный концерт был предварен приветственным словом, с которым выступила директор филармонии Светлана Юрьевна Боруха.
Торжественно поздравив слушателей с окончанием филармонического сезона, она выделила ключевые моменты из всего изобилия музыкальных событий — самые красочные программы, артистов из разных уголков планеты.
Филармонические слушатели будут еще долго помнить дирижера из Испании, пианистов из США, Китая, лучшего баса мира Ильдара Абдразакова и многих других одаренных исполнителей, выступления которых проходили в рамках фестиваля BelgorodMusicFest-2016 «Борислав Струлев и друзья».
Кроме того, майский Парад дирижеров, собравший 30 дирижеров оркестров русских народных инструментов со всей страны, поставил (по выражению Светланы Боруха) «формальный рекорд», представив концерт длительностью четыре (!!!) часа, примкнув тем самым к иным рекордам — музыкальной акции на глубине минус 340 метров в шахте Губкина и «неформальному» — белгородской премьере 6-й симфонии Г. Малера.
Шестая Малера стала предпоследней в уникальном цикле интерпретаций всех симфоний австрийского композитора белгородским симфоническим оркестром (осталась неисполненной 8-я симфония — «симфония тысячи участников»).
Кроме того, 49-й сезон предстал сезоном юбилейных концертов артистов филармонии (Л. Петрова, С. Ломоносова, В. Ермолов, Е. Григорьев), оркестров — русских народных инструментов (Евгений Алешников), духовых инструментов (Юрий Меркулов) и камерного MezzoMusic (Наталья Боровик).
Также слушателям были предложены программы, приуроченные к круглым датам со дня рождения композиторов (Бах, Гендель, Малер, Прокофьев и др.). Впереди юбилеи Шостаковича, Моцарта, которые будут отмечены монотематическими программами.
Вечер закрытия 49-го сезона был посвящен 125-летию со дня рождения великого Сергея Прокофьева, юбилею которого уделяет в этом году внимание музыкальная элита всей страны. Неслучайно культурный проект «Марафон Прокофьева», проводимый Валерием Гергиевым, как отметила ведущая концерта заслуженный работник культуры РФ Людмила Сидорова, транслировался в 52-х городах мира, преследуя конечную цель маэстро — «чтобы солнечная музыка Прокофьева вошла в каждый дом».
В программе концерта были исполнены шедевры Сергея Прокофьева второй половины 30-х годов ХХ столетия, получившие широкий резонанс в музыкальных кругах России и мира. Балет «Ромео и Джульетта», фрагменты двух сюиткоторого прозвучали в первом отделении, уже не одно десятилетие признан классическим (начиная со дня его премьеры в Чехословакии в г. Брно). Сочинение основано на знаменитой шекспировской драме, которая в музыкальном воплощении приобретает особое очарование.
Слушатели насладились и драматическими, диссонансными звучностями-сопряжениями, чередуемыми консонансами, и богатой оркестровой палитрой. Свежо звучал саксофон-тенор в первых («Монтекки и Капулетти») и последующих номерах сюиты. Полетность, легкость «Джульетты-девочки», вероятно, удовлетворила бы самого композитора, если б он присутствовал во время исполнения собственного сочинения в веке XXI.
Трагизм и элегичные утешения, солнечный оптимизм и тревожные нарастания с последующими затуханиями…, глубина и драматизм выражения («Ромео у могилы Джульетты») — таким было исполнение сюиты Прокофьева «Ромео и Джульетты», озарившее всех своим светом и проникновенной страстью.
Во втором отделении программы была исполнена кантата Прокофьева «Александр Невский».
Произведение глубокое и прекрасное. В этом сочинении народно-патриотическое настроение ощущается особенно остро.
В немалой степени этому способствует звучание хора. Камерный хор под управлением Елены Алексеевой в сопровождении симфонического оркестра филармонии продемонстрировал свои богатые темброво-динамические возможности. Мощно, резко и изысканно тонко звучали оркестровые голоса, в которых разграничивались два полюса — струнные как олицетворение мира и родной земли, медь — как изображение вражеской силы.
Выразительный и проникновенный голос солистки лауреата международного конкурса Оксаны Никитиной (меццо-сопрано) на фоне затихшего после бури оркестра («Мертвое поле») звучал как отображение человеческой боли и отчаяния, безграничной любви, став неким философским осмыслением и тихой кульминацией произошедших музыкальных событий.
49-й филармонический сезон завершен. Впереди новый, юбилейный, сезон, от которого следует ожидать только приятных сюрпризов: выступление солиста Мариинского театра Аскара Абразакова (бас), пианиста Николая Луганского, скрипача Никиты Борисоглебского, балерины Юлии Махалиной и многих других.
Специально для А-фишки, Марина Андрейкина (фото Константина Кошкина)Дата публикации:
07.06.2016www.afishka31.ru