22, 23 и 24 сентября в Белгородской государственной филармонии состоялся Второй международный молодежный фестиваль искусств «ЭТАЖИ». На арт-площадках каждого этажа в течение трех дней кипела творческая жизнь по нескольким направлениям — кино, литература, танец, музыка, изобразительное искусство, клипмейкинг, мода. Среди участников фестиваля — артисты из Белгорода, Москвы, Санкт-Петербурга, а также гости из Франции. Руководитель, идейный вдохновитель и ведущая фестиваля — режиссер филармонии, заведующая отделом продюсирования концертных программ и проектов Юлия Шапошникова.Выставки, концерты, лекции, творческие мастер-классы, поэтические чтения, презентации, театральные постановки, кинопоказы фильмов молодых французских и русских режиссеров, музыкальные премьеры, перформансы и яркие творческие коллаборации, — здесь каждый мог выбрать творческое направление на свой вкус.
Фестиваль «ЭТАЖИ» — это великолепное многоуровневое арт-пространство, его миссия — знакомство молодежи с культурой. Это фестиваль, который, несмотря на свою молодость, известен за пределами Белгородской области: в 2016 году он получил грант на форуме «Таврида», стал обладателем Гран-при межрегионального фестиваля событий «Event-прорыв», а в 2017-м — обладателем премии «PRяник года». Это арт-фестиваль, который объединяет молодое поколение и способствует формированию позитивного творческого мышления.
На пресс-конференции в день открытия «ЭТАЖЕЙ», помимо организатора и участников первых дней фестиваля, присутствовал начальник управления культуры Белгородской области Константин Сергеевич Курганский, который заметил, что фестиваль рождает
«ощущение креативного свободного молодежного творчества в филармонии» и, несомненно, станет еще одним брендом области.
Как подчеркнула Юлия Шапошникова, международным в этом году фестиваль стал благодаря французским режиссерам — Летиции Майклс, Майи Аффар и Дарьи Цукановой. Это было первое пребывание Летиции и Майи в России, молодые режиссеры представили свои новые короткометражные фильмы об искусстве и о взаимоотношениях человека с природой.
Клипмейкер Максим Рожков из Москвы стал представителем нового направления фестиваля, которое, как заметил гость, несет собой идею «не подражать, а делать своё».
Московский хореограф Александр Могилев, который принимает участие в фестивале уже второй год подряд, отметил, что молодежь в Белгороде креативная и стремится к творческим высотам. В этом году он представил философский моноспектакль «Авторская исповедь. Гоголь» на сцене Большого зала, где был невероятно пластичен, а также мастер-классы по современному танцевальному искусству, которые гости фестиваля приняли очень тепло.
Секцию литературы на фестивале курировал поэт Павел Крузенштерн, приехавший со своей командой из Санкт-Петербурга. Поэт отозвался о Белгороде, как о городе необыкновенно светлом, а об участниках фестиваля, как о «слишком идеальных». Совместно с Никитой Кругловым Павел Крузенштерн выступил в арт-проекте «Сублимация».
Белгородцы увидели шоу «JAZZ-бит» от хип-хоп объединения «4/4», HIP HOP СОЮЗ, группы «PLAN В» (Белгород) и Дедули П, концерт групп «Shoo» (Москва) и «Наречие» (Белгород), выставки световых инсталляций «Дихроик», картин Анастасии Мазур-Скробовой и Натальи Савельевой, драматургическую лабораторию, актерский тренинг, школу клипмейкинга, лекцию по современной поэзии от Тани Реппиной, лекцию Антона Володина «Дело чести. Дуэль и литература», проект современной поэзии «Мужской голос» от московских поэтов, мастер-классы по арт-психологии и ди-джеингу, читку документальной пьесы «Голоса. Белгород», авангардные прически художника Оксаны Исаенко «Avant Garde Fashion»… Невероятный калейдоскоп стилей, направлений, коллабораций и впечатлений!
Несмотря на такое многообразие видов искусства, музыка главенствовала. В первый день в Jazz-подвале был представлен концерт проекта Classic Underground. В программу были включены музыкальные произведения ХХ века (Стравинского, Онеггера, Хиндемита и др.), звучавшие на визуальном фоне картин Пикассо, Дали, Йерка. Свое творчество продемонстрировали лауреаты международных конкурсов — Глеб Мацевитый (виолончель), Кирилл Оленцевич (альт), Никола Майстрович (скрипка, Сербия), Яна Сапсай (фортепиано), Антон Хаит (труба).
Во второй день фестиваля симфонический оркестр Белгородской филармонии исполнил программу «Симфо-рок». Большая часть программы звучала в инструментальной версии для симфонического оркестра и рок-группы в аранжировках дирижера оркестра Дмитрия Филатова. Как отметил дирижер, «
основная задача этого концерта — показать, что симфонический оркестр — это не скучно, это не старая книга, которая лежит на полке под слоем пыли, это живой организм, который многогранен и способен передать эмоции и дух времени не только прошлого, но и настоящего«…Нужно было видеть атмосферу, царившую в зале! Казалось, здесь собрались изголодавшиеся ярые поклонники классической рок-культуры ХХ века и симфонического оркестра! Такого приема симфонический оркестр еще не видел! Звучали шедевры симфо-рока — хиты AC/DC,
Metallica, Aerosmith, Scorpions, Элтона Джона, Led Zeppelin, Queen, Deep Purple, Кино… Публику покорили солисты: Артур Левинец (саксофон), Анна Рашина (вокал), Юрий Макаренко (саксофон), Ирина Соколова (фортепиано), Матвей Кульпида (электроскрипка).
В день закрытия фестиваля оркестр русских народных инструментов под управлением заслуженного работника культуры Р Ф Евгения Алешникова представил смелый эксперимент, объединивший в себе оркестровую музыку и современные направления, — программу «Folk Future». В ней прозвучали сочинения одного из самых креативных современных композиторов Дмитрия Калинина (Москва) — «Весна», «Север», «Сила Севера», «Веретено Времени». Он лично присутствовал в зале и высоко оценил работу оркестра. Публика очень тепло приняла сочинение белгородского композитора Артёма Нижника — прозвучало произведение «Карагоды весны». Солистка группы Shoo Александра Балашова вместе с оркестром исполнила зажигательную песню «Далёкой весной». Однозначно, в этот вечер оркестр русских народных инструментов открылся для молодой публики с новой стороны. Балалаечник Никита Бобрышев виртуозно солировал в песне «Яблочко», а также исполнил композицию известной металл-группы Manowar в обработке для оркестра русских народных инструментов. Выступления хип-хоп объединений HIP HOP СОЮЗ (Москва) и «Четыре четверти» (Белгород), Дедуля П (Москва) и петербургские поэты украсили программу концерта. Иван Белыш вместе с ОРНИ исполнил авторские композиции Митрополита Старооскольского и Белгородского Иоанна — «Верни мне любовь» и «Вперед». Завершило вечер долгожданное совместное выступление одного из самых популярных рэп-исполнителей России Ивана Алексеева (Noize MC) вместе с оркестром русских народных инструментов. Такие хиты любимого молодёжью артиста как «На Марсе классно», «Иордан», «Сохрани мою речь», «Сам» стали кульминацией яркой церемонии закрытия фестиваля.
Это песни за добро, за мир, за то, чтобы каждый человек мог найти себя в этом мире, которые цепляют глубокие струны нашей души и «
делают мир лучше» (Евгений Алешников).
Музыкальный обозреватель БГФ Марина АндрейкинаФото из сообщества фестиваля «Этажи»belgf.ru/;