Интеллектуальный вояж с Натальей Гирявенко

Добавлено 03 ноября 2017 Marina Andreykina

Белгородская филармония, Наталья Гирявенко, Оксана Никитина (меццо-сопрано), Органный зал Белгородской филармонии, Людмила Петрова (фортепиано), Тимур Халиуллин (карильон, клавесин, орган), Олег Шейна (виолончель), Марина Андрейкина, Камерный оркестр Mezzo music

2 ноября в Органном зале Белгородской государственной филармонии состоялась первая в новом 51-м сезоне лекция-концерт заслуженного работника культуры РФ, лектора-музыковеда филармонии Натальи Евгеньевны Гирявенко. Слушатели погрузились в мир жанра пассакалии от эпохи раннего барокко до ХХ века. В концерте приняли участие камерный оркестр Mezzo Music под управлением Натальи Боровик, а также солисты филармонии — заслуженная артистка Р Ф Людмила Петрова (фортепиано), лауреаты международных конкурсов Тимур Халиуллин (орган, клавесин), Олег Шейна (виолончель), Оксана Никитина (меццо-сопрано), Наталья Онищенко (скрипка), Ирина Александрова (виолончель).

Постоянные слушатели филармонии знают, что на концертах с участием Натальи Гирявенко можно не только услышать прекрасное звучание музыки, но и почерпнуть для себя много увлекательного из области истории музыки, а также, что немаловажно, можно бесконечно восторгаться величием и богатейшей красотой русской речи, коей обладает Наталья Евгеньевна.

Почему в фокус внимания музыковеда попала именно пассакалия? С одной стороны, ответ очевиден: жанр был весьма востребован в эпоху барокко, однако впоследствии интерес к нему угас (подобно продолжительному периоду молчания в академической музыке Англии) и вновь был возрожден в конце ХIХ-начале ХХ века. С другой стороны, уникален сам жанр, который способен вместить в себя безграничную гамму звуковых оттенков, тембровых красок, гармонических нюансов, музыкальных построений.

В первом отделении программы публика познакомилась со спецификой жанра пассакалии, этимологическими особенностями этого слова (pasacalle от испанского — «проходить по улице»), которые раскрывают секреты понимания сочинений этого жанра. Видеооформление, сопровождавшее лекцию, позволило зрителям увидеть и услышать различия между пассакалиями. Словом passacaglia называли распространенные в XVII веке танцы, в том числе светские. Слушатели узнали характерные особенности исполнения пассакалий, такие как статность, неизменность корпуса танцора во время движения, неизменная тема в басу, минорный лад, а также общий медленный темп, спокойное, размеренное движение (материалом послужили видеофрагменты пассакалий из опер Жана Батиста Люлли «Армида» и «Персей»).

Пассакалия соль минор Георга Муффата в исполнении Тимура Халиуллина стала примером церемониального, светского звучания барочной пассакалии. Чувствовались неизменность и обновляемость музыкального материала, упомянутые тематические «припевы».

Развивая историческую линию существования жанра, лектор продолжала заинтересовывать аудиторию: что было с пассакалией дальше? Жанр перестал звучать грациозно и церемониально, насытился мужественным и суровым характером. «Произошло приключение жанра! Оказывается, в XVI веке пассакалии не только танцевали, но и пели…», — рассказывала Наталья Гирявенко. Акцент был сделан на звучании траурных песен, повествовавших о смерти и ее неизбежности. Здесь речь пошла о «Пассакалии жизни» Стефано Ланди — одном из самых известных вокальных произведений XVII века — и об идее ‘Memento mori' («Помни о смерти»). Были представлены две видеозаписи исполнения этой песни современными музыкантами, которые проявляют живой интерес к познанию барочного искусства, — французским и бразильским ансамблями. Два разных варианта представления настроений скорби и конца жизни.

Эту тему продолжила ария плача из оперы Генри Перселла «Дидона и Эней» в проникновенном исполнении ансамбля музыкантов филармонии — Тимура Халиуллина (клавесин, орган), Олега Шейны (виолончель), Натальи Онищенко (скрипка) и Оксаны Никитиной (меццо-сопрано).

Настроения угнетенности и скорби сменил мажорный колорит легкой, дивертисментной Пассакалии соч. 7 № 5 Георга Фридриха Генделя из концерта для струнных. Тема органиста Тимура Халиуллина передавалась камерному оркестру Mezzo Music под управлением Натальи Боровик, внося ощущение красоты, игривости, живости, особенно в импровизационного склада органных вариациях.

Пассакалия до минор 14-летнего Феликса Мендельсона в мастерском исполнении Тимура Халиуллина завершила первую часть программы. Редкой красоты звуковая картина, насыщенная полифоническим изложением, сложными виртуозными пассажами, пришлась по вкусу слушателям концерта.

Интродукция и Пассакалия Макса Регера ре минор в сольном исполнении Тимура Халиуллина — классический пример жанра — открыла второе отделение, посвященное возрождению жанра в ХХ столетии. В прошлом столетии мы наблюдаем смешение разных стилей, возникновение новых направлений, но и, с другой стороны, интерес к старинным формам и жанрам. Наталья Гирявенко заметила, что в ХХ веке понятия пассакалия и basso ostinato стали тождественными. И здесь был показан один из самых впечатляющих видеофрагментов вечера — пьеса Basso ostinato Родиона Щедрина (1961 года) в исполнении американской пианистки Инны Фаликс. Это «токкатное приключение пассакалии», пьеса с неизменной темой в басу, протяженность которой не сохраняется, а варьируется. Вместо медленного темпа здесь используется стремительное Allegro, требующее стальной исполнительской техники, на смену ровной метрике приходит разнообразие несущихся ритмов вплоть до джазовых.

Фортепианное трио Людмилы Петровой (фортепиано), Натальи Онищенко (скрипка) и Ирины Александровой (виолончель) представило самый трагический образец жанра вечера. Застылые аккорды, темп Largo, стонущие интонации, траурная поступь… Третья часть Второго фортепианного трио Дмитрия Шостаковича (посвященного И.И. Соллертинскому) Пассакалия погрузила зал в состояние оцепенения.

Заключительным аккордом лекции-концерта стало исполнение камерным оркестром Mezzo Music Пассакалии, Финала 3-й сюиты, Отторино Респиги. Сочинение в стиле стилизованного барокко, в котором композитор подражает звучанию Чаконы ре минор И. С. Баха, звучало торжественно и величаво.

Из всего сказанного и сыгранного в этот вечер можно сделать вывод, что жанр пассакалии — один из ведущих в академическом музыкальном искусстве, который привлекал композиторов прошлого и по сей день остается привлекательным. Пожалуй, если бы была возможность расширить рамки отведенного времени, можно было бы представить родственный пассакалии жанр чаконы, также популярный в эпоху барокко. А также упомянуть и о других уникальных образцах жанра (у кмопозиторов Тищенко, Стравинского, Танеева, Караева и т. д.). Однако те два часа, во время которых Наталья Гирявенко вместе с командой исполнителей раскрывала особенности неповторимого жанра, подарили публике массу впечатлений и эмоций.

Музыкальный обозреватель БГФ

Марина Андрейкина

belgf.ru/;

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору