Николай Бирюков: Пока будет биться моё сердце, я буду петь и писать о России

Добавлено 01 ноября 2017 Marina Andreykina

Тимур Халиуллин (карильон, клавесин, орган), Дмитрий Филатов (дирижер, флейта), Нина Стрижова (меццо-сопрано), Симфонический оркестр Белгородской филармонии, Оркестр русских народных инструментов Белгородской филармонии, Светлана Ломоносова (сопрано), Академический хор Белгородской филармонии, Евгений Григорьев (бас, баритон), Большой зал Белгородской филармонии, Владимир Бойко (баритон), Николай Бирюков (тенор), Белгородская филармония, Марина Андрейкина

31 октября в Большом концертном зале Белгородской государственной филармонии состоялся творческий вечер «О, Русь, далекая и близкая» композитора, певца, педагога, Николая Георгиевича Бирюкова.

В программе вечера, приуроченного к 55-летнему юбилею Николая Бирюкова, звучала авторская (и не только) музыка композитора в исполнении самого музыканта и его коллег — коллективов и солистов филармонии. Программу вечера представила лектор-музыковед, член Союза композиторов Р Ф Елена Латыш-Бирюкова.

Лауреат музыкальной премии «Прохоровское поле», лауреат международного фестиваля-конкурса «Красная гвоздика», дипломант первого Всероссийского конкурса вокалистов им. Г. Свиридова, член Союза композиторов РФ, солист филармонииНиколай Георгиевич Бирюков — это личность, которую трудно оставить без внимания.

Композитор, который вопреки тенденциям нового времени, проявляющимся в привлечении западных культурных особенностей в жизнь нашей страны, уходит вглубь веков, ориентируясь на русские традиции и развивая их. Ведь культура — это, прежде всего, обращение к истокам, почитание их и уважение.

В этот день, по словам ведущей — преданной супруги и творческого соратника композитора Елены Латыш-Бирюковой, Николаю Георгиевичу сыпались многочисленные поздравления от известных деятелей культуры, руководителей госучреждений, друзей и коллег.

Преамбулой торжественному концерту стали приветственные слова юбиляру. Слова признательности и благодарности композитору выразили заслуженный работник культуры РФ, заместитель директора и художественный руководитель филармонии Евгений Алексеевич Алешников, заслуженный деятель искусств РФ, председатель белгородского отделения Всероссийского хорового общества, лауреат Международной премии «Виват, маэстро» Иван Григорьевич Трунов и заместитель председателя Общественной палаты Белгородской области, кандидат исторических наук, доктор философии Всемирного информационного распределительного университета в Бельгии Виктор Васильевич Овчинников.

К ним присоединились коллеги-композиторы из Белгородского регионального отделения Союза композиторов России Александр Тихонович Бердышев и Юрий Леонидович Мишин.

Николай Бирюков — человек уникальный. Не каждый музыкант наделен сразу двумя необыкновенными дарованиями в области академического искусства — петь и писать музыку. (Возможно, созвучным здесь оказался и талант его супруги, которая одновременно сочиняет музыку и выступает в качестве музыковеда, ведущей концертных программ.)

Творческий опыт Николая Георгиевича стал накапливаться еще в студенческие годы во время обучения в Харьковской консерватории и Российской Академии музыки им. Гнесиных в Москве (как певец и композитор). В Белгородской филармонии, в которой семья Бирюковых плодотворно работает с 1999 года, раскрылся авторский и исполнительский потенциал музыканта. О нем стали говорить за пределами области.

Юбилейный вечер был насыщен по музыкальному наполнению. Два отделения, симфонический оркестр и оркестр русских народных инструментов, солисты и камерный хор, душевные поздравления, поток цветов и подарков…

Открыли музыкальный праздник фрагменты симфонии-кантаты «Будем как солнце» Николая Бирюкова на стихи Константина Бальмонта, созданной в оригинале для сопрано, тенора и симфонического оркестра. Две части симфонии-кантаты — «Я в этот мир пришел, чтобы видеть солнце» и «Завет бытия» —прозвучали в исполнении автора и симфонического оркестра под управлением Дмитрия Филатова. Выразительная, проникновенная партия голоса, которой предшествовал трубный глас, перемежалась тонкими соло флейты и гобоя, переливами арфы.

«С любовью к России, её святыни, её великому прошлому, к легендарной истории Белгородского края» — девиз не только праздничного вечера, но и всего творчества Николая Бирюкова, проникнутого добром, радостью и душевностью.

Композитор не мог остаться равнодушным к образу солнца как источнику света и жизни на земле, который проходит через всё творчество поэта Константина Бальмонта. В начале ХХ века на Белгородчине в селе Сабынино, родовом имении князей Волконских, Бальмонтом был написан цикл стихов «Будем как солнце».

Эти строки по-особенному отозвались в душе Николая Бирюкова, выросшего на таежных просторах Сибири и впитавшего гармоничное мироощущение, любовь к природе. Симфоническая картина «Солнцезвоны» для карильона и симфонического оркестра отражает это солнечное мироощущение композитора.

Она прозвучала как своеобразное инструментальное продолжение заданной в первом сочинении темы солнца, любви к природе и жизни. Премьера сочинения состоялась полгода назад на Первом Международном фестивале карильонной музыки «Белгородский звон». Общий смысл опуса таков: «символическое восхождение солнца древней ведической Руси к лучезарному солнцу православия» (Е.Латыш-Бирюкова). Как и в день премьеры, партию карильона под звуки симфонического оркестра исполнил лауреат международных конкурсов Тимур Халиуллин.

Камерно-вокальные, хоровые, кантатно-ораториальные жанры и опера — излюбленная сфера музыкальной деятельности Николая Бирюкова. Мечтой всей его жизни было создать оперу. Ею стала первая в Белгороде героико-историческая опера «Белгородский полк».

Автор идеи и либретто — известный историк, профессор, академик Виктор Овчинников, поэтическая обработка сцен создана Николаем Грищенко. Сочинение было впервые исполнено на Седьмом Международном фестивале славянской культуры «Хотмыжская осень», после которого премьерные постановки прошли в десяти районах и городах Белгородской области; концертное исполнение и отдельные фрагменты прозвучали в Московском доме композиторов, на фестивале «Шереметевские музыкальные ассамблеи».

В программе концерта были исполнены отдельные сцены оперы «Белгородский полк» — Сцена набожной Марии и белгородских женщин «Уж четыре лета жд`м из похода» для меццо-сопрано, женской группы смешанного хора и симфонического оркестра. Хоровое звучание (камерный хор под управлением Елены Алексеевой) в сочетании с оркестровыми голосами и партией солиста (заслуженная артистка Р Ф Нина Стрижова) производили впечатление элегической звуковой картины, проникнутой лиризмом и неравнодушием.

Особенной красотой отличается музыка следующей сцены, в которой настроение ожидания Белгородского полка передаётся главной героине оперы — простой девушке Любушке Оладиной. Она с нетерпением ждёт своего любимого — рекрута Григория Прозоровского. Русская Джульетта поёт о своей любви.

Прозвучал речитатив и песня Любушки Оладиной «Не поют соловушки у Донца» для сопрано и симфонического оркестра. Заслуженная артистка Р Ф Светлана Ломоносова исполнила солирующую партию чувственно, с глубоким вживанием в образ.

Ещё одна сцена из оперы «Белгородский полк» продемонстрировала образ умудренного опытом полководца, фельдмаршала Бориса Петровича Шереметева, который размышляет о предстоящей баталии Петра, о судьбе Белгородского полка и о своей военной доле. Речитатив и ария фельдмаршала Бориса Шереметева «Сомненьями томим» (для баритона и смешанного хора), проникновенно исполненная заслуженным артистом Р Ф Владимиром Бойко, стала динамической кульминацией первого отделения.

Первые такты речитатива невольно напоминают о знаменитой арии князя Игоря из оперы Бородина, в которой душа героя также измучена. Но это иная музыка, в которой чувствуется творческий почерк Николая Бирюкова, неповторимый, насыщенный лирическим мелодизмом и экспрессией.

С чувством большой благодарности Николай Бирюков вспоминает своих педагогов по композиции, среди которых Ефим Викторович Валерштейн, Игорь Константинович Ковач и Николай Иванович Пейко. Столетний юбилей последнего в прошлом году отмечала музыкальная общественность столицы.

Как память о педагоге Николая и Елены Бирюковых, который говорил, что в их музыке звучит струна русской души, во втором отделении концерта оркестр русских народных инструментов под управлением Евгения Алешникова исполнил Концерт-поэму для балалайки, кларнета и оркестра Н. Пейко. Солист ОРНИ, лауреат международного конкурса Юрий Фукалов и солист симфонического оркестра, лауреат всеукраинского конкурса исполнителей на духовых инструментах Александр Баневич представили тонкий инструментальный диалог в сопровождении оркестра.

Концертная фантазия Николая Бирюкова «Скоморошина» получила особый отклик публики. Это произведение в своё время завоевало первое место на Всероссийском конкурсе к столетию Тихона Хренникова и вошло в репертуар многих оркестров России.

Его появление стало возможным благодаря человеческой и творческой дружбе двух музыкантов — Николая Бирюкова и Евгения Алешникова. Их сотрудничество сплотили неистовая любовь к русскому искусству, национальной культуре русского народа и преданность своему делу. Именно Евгений Алексеевич инициировал создание многих композиторских опусов Николая Георгиевича.

Музыка для детей — особая сфера работы Николая Бирюкова. Несколько мюзиклов написано композитором для детского театра БГЦНТ «Звуки музыки». Одним из сочинений последних лет этого направления стала сюита «Сказ о Белогорочке» (для чтеца, малой домры, балалайки и ОРНИ), созданная в 2014 году по прочтению сказа известного белгородского писателя Николая Колесника.

Первым исполнителем произведения стал оркестр русских народных инструментов Белгородской филармонии под управлением Евгения Алешникова. В представленных музыкальных фрагментах — «Белогор и Везелица», «Белогорочка», «Удалец-молодец», «Дубыканово царство», тема земли белгородской, «Белогоров двор» — были представлены образы древней Руси, родной Белгородчины, народные обряды, хороводы, игрища, борьба со злыми силами. Солисты — лауреаты международных конкурсов Вера Токаева (малая домра) и Юрий Фукалов (балалайка).

Интерес к созданию произведений патриотической направленности на основе исторических фактов и подвигов страны проходит через всё творчество Николая Бирюкова. Новым сочинением последних лет является музыкально-драматическая трилогия «Меч Белогора» по прочтению научно-фантастического романа известного белгородского писателя Юрия Хабибуллина для чтеца и оркестра русских народных инструментов. В программе концерта были исполнены инструментальные фрагменты второй части трилогии («Легенда о Белогоре», «На родимой, на сторонушке», «Сеча»).

Вокальный номер «Слово романса» Николая Бирюкова на стихи Николая Молчана в исполнении автора стал трогательным моментом вечера.

В завершение программы прозвучали две части поэтории «Сказание о святом Белогорье» — «Благовест» (солист — Тимур Халиуллин, карильон) и «Белый город» (солист — Евгений Григорьев, бас, камерный хор, чтец Александр Воронин).

«Пока будет биться моё сердце, я буду петь и писать о России» — сказал Николай Бирюков после исполнения этого произведения. Глубокая приверженность музыке, любовь к Отечеству позволяют говорить о том, что Николай Георгиевич Бирюков — истинно русский композитор, русский душой и творчеством.

Юбилейный вечер состоялся. Это был настоящий праздник музыки, который не закончится, а будет жить, пока будет творить автор. Браво!

Специально для А-фишки, Марина Андрейкина (фото Антона Черева)

Дата публикации: 01.11.2017

afishka31.ru/news/cu…nbsp;

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору