Белгородская государственная филармония продвигает в жизнь разные формы творческого сотрудничества с ведущими представителями музыкального мира России. Одной из них являются давние связи с Союзом композиторов РФ. Многолетние контакты и проекты, созданные совместными усилиями, привели к осуществлению более тесных и конкретных мероприятий.Так, с 21 по 23 ноября в трёх залах филармонии состоялся
праздник современной музыки. Началось все с пресс-конференции в Органном зеле, в которой приняли участие директор Белгородской государственной филармонии — Светлана Юрьевна Боруха, заместитель директора — художественный руководитель филармонии заслуженный работник культуры РФ — Евгений Алексеевич Алешников, председатель правления Союза композиторов РФ, народный артист РФ, композитор — Владислав Игоревич Казенин; секретарь Союза композиторов РФ, председатель Союза композиторов Республики Татарстан, народный артист РФ и Республики Татарстан, композитор — Рашид Фагимович Калимуллин; секретарь союза композиторов РФ, доцент Московской консерватории, член Ассоциации современной музыки, лауреат премий Дмитрия Шостаковича и Сергея Прокофьева, лауреат «Золотой маски», композитор — Кирилл Алексеевич Уманский; заслуженный деятель искусств РФ, профессор Ростовской консерватории, секретарь Союза композиторов РФ, председатель правления Ростовской организации Союза композиторов РФ, музыковед Анатолий Моисеевич Цукер.
В ходе встречи с журналистами были озвучены актуальные вопросы, касающиеся процессов, которые происходят сегодня в музыкальном творчестве и исполнительстве.
«Сегодня мы принимаем у себя проект, который уже посетил многие города России — „Музыкальное передвижничество“, — отметил в приветственном слове заместитель директора — художественный руководитель БГФ заслуженный работник культуры РФ Евгений Алешников. — В течение двух дней в трёх залах Белгородской государственной филармонии будет звучать музыка российских композиторов — наших современников. Мы сможем убедиться в том, что музыка жива. Она движется вперёд, и сегодня есть авторы, способные создавать яркие произведения, которые будут представлять нашу российскую школу».
Выступая от имени гостей, председатель правления Союза композиторов Российской Федерации Владислав Казенин отметил, что Белгородская филармония — это самый настоящий Храм музыки: «Мы рады быть здесь, в вашем городе».
«Мы, как и в прошлые годы, поддерживаем тесные творческие связи с филармонией и её новым руководством, — продолжил Владислав Игоревич. — Здесь замечательный Симфонический оркестр, один из лучших среди провинциальных коллективов, который очень помог нам в год празднования 50-летия Союза композиторов России, блестяще исполнив сложную концертную программу из произведений Сергея Слонимского, Глеба Мая, Ширвани Чалаева, Валерия Кикты и белгородских авторов в Большом зале Московского дома композиторов.
Голос Союза в последние годы звучит очень громко. Мы работаем внутри организации, активно сотрудничаем с другими объединениями.
Союз объединил отличную команду композиторов, музыкантов и музыковедов. Все вместе мы ищем новые проекты, которые осуществляются во имя Музыки, работаем с разными форматами, ищем новые имена в рядах молодых авторов и стараемся поддерживать их.
Современная музыка сегодня не отрывается от истории и своих корней. Перед вами Рашид Калимуллин — это действительно современный композитор, но его татарские корни дают о себе знать, они отражены в музыке, которую он пишет, и которую мы представляем на белгородской сцене. Кирилл Уманский, еще один ваш гость, много лет жил на Севере, вы услышите в его музыке карельские интонации и ритмы… Сегодня нельзя писать музыку нового времени и забывать о том, что подарило нам прошлое».
Говоря о тенденциях, которые характеризуют современную музыку, участники пресс-конференции подчеркнули, что сегодня процесс глобализации охватил все, в том числе и музыкальную сферу. «Музыка не пишется, а конструируется, — заметил Казенин. — Это уже не музыка души и сердца».
«Как таковой главной тенденции в развитии современной музыки нет, — высказал мнение музыковед Анатолий Цукер. — Это не значит, что нет настоящей, хорошей музыки. Она есть. Просто сейчас такой период: многие композиторы находятся в поиске, готовят почву для появления яркой фигуры в музыке, какой были, например, Шостакович и Прокофьев в XX веке. Время покажет, кто есть кто».
Конечно, участники встречи отметили, что сейчас непростое время для развития музыки. «Мы потеряли несколько поколений наших слушателей, — заметил Казенин. — В школе почти нет уроков музыки, все чаще высказывается мнение, что музыкальные школы нужно закрывать и переводить в разряд кружков, дети часами сидят возле телевизора или компьютера. А ведь чтобы слушать и понимать музыку, нужна подготовка. И заниматься этим нужно с детства! Вот тогда у нас будет и больше талантливых композиторов, музыкантов, музыковедов, мы сможем выполнить и главные задачи Союза, определённые еще Шостаковичем: создавать условия для творчества музыкантов, публиковать сочинения и обеспечивать их звучание на концертных площадках, а также талантливо и правдиво рассказывать о них в средствах массовой информации».
В дополнение к музыкальному проекту состоялись творческая встреча со студентами и преподавателями музыкального колледжа им. С.Дегтярева и совместное заседание Правления СКР и Белгородского регионального отделения СКР (перевыборное собрание).
Евгения Почернина, специально для сайта БГФ.Фото Афишка.