Максим Прытков: Нижегородское крещендо Мацуева

Добавлено 05 июня 2016 Елена Прыткова

Нижегородская филармония, Муниципальный камерный хор «Нижний Новгород», Академический Симфонический Оркестр Нижегородской Филармонии, Денис Мацуев (фортепиано)

Нижний Новгород, 30 мая, вечер. Кремль. Филармония имени Ростроповича. Ажиотаж публики, сотни людей, спешащие занять места в зале. Ожидание, предвкушение, волнение. Эта сцена повторяется раз в два года и совершенно не удивительна. Международный фестиваль искусств имени Андрея Сахарова «Русское искусство и мир» — одно из самых знаковых, важных и не обделенных вниманием событий музыкальной жизни региона. Плод длительных трудов десятков работников Нижегородской филармонии, сотен музыкантов из множества стран (на открывшемся в этом году XIV фестивале присутствуют гости из 8), квинтэссенция филармонического года, позволяющая слушателям насладиться лучшими образцами музыкальной палитры России и мира, в исполнении безусловно выдающихся мастеров.

Программа Сахаровских фестивалей регулярно разнообразна, ориентирована на различные вкусы и пристрастия — от академизма до авангарда. Среди исполнителей, и в этом одна из очевидных заслуг организаторов, всегда присутствуют звезды мировой величины.

Вечер открытия не стал исключением из этой многолетней традиции. Маэстро Денис Мацуев, не нуждающийся в каких-либо дополнительных представлениях, совместно с Академическим симфоническим оркестром филармонии под управлением Александра Скульского и при участии камерного хора «Нижний Новгород» задали тон фестивалю, представив на суд публики, прямо скажем, довольно серьезную, ответственную программу русской музыки — Рахманинов, Скрябин, Прокофьев.

Три корифея двадцатого столетия были исполнены блистательно, в этом нет сомнений. Господин Мацуев, безусловно, является одним из столпов современной фортепианной школы — техническое совершенство исполнения сочетается с глубоким погружением в суть музыкального месседжа авторов, что дает исключительно, не побоюсь этого слова, красивый эффект. «Рапсодия на тему Паганини» позволила со всей очевидностью продемонстрировать и красоту и тонкое понимание нюансов солистом, взаимопонимание между ним и оркестром, которое, как известно, достижимо далеко не всегда. Скрябинский «Прометей», напротив, вызвал противоречивые ощущения. Слаженность исполнения, в структуру которого добавился хор, безусловно сохранилась. Однако в силу специфики самой музыки, несколько водянистой и неакцентированной, музыкальная поэма в определенной степени распадалась «в ушах» на ряд эпизодов, не вызывающих восторга. Тот случай, когда высокий профессионализм музыкантов вступает в борьбу с самой природой авторского текста и если эту борьбу и выигрывает, то чисто технически.

Фортепианный концерт № 2 Сергея Прокофьева, завершавший основную программу вечера, был, безусловно, апофеозом мастерства и творческого горения. И для господина Мацуева, который выложился на 100%, и для оркестра, который четыре сложные части сыграл на одном дыхании. Да, конечно, манера исполнения у маэстро Мацуева зачастую вызывает справедливые вопросы. Не слишком ли она экспрессивна? Не слишком ли явно проявляется любовь пианиста к джазовым импровизациям, определенным образом диссонирующим со стилистикой Прокофьева? Наконец, всегда ли хорошо бесконечное forte, тем более, если речь идет о достаточно психологически глубоком музыкальном тексте? Тем более, что первая и особенно вторая часть концерта были, на наш взгляд, проинтерпретированы весьма созвучно с авторской идеей. А далее, как это не удивительно, и последовало бесконечное и несколько оглушающее fortissimo. Некоторое «заигрывание» с публикой в этом, конечно, заметно.

К тому же исполненный на бис Лядов с его совершенно не пафосной, утонченной «Музыкальной табакеркой», был сыгран Мацуевым абсолютно волшебным звуком, чрезвычайно тонко. Маэстро прекрасно продемонстрировал, что может и так, да еще как может!

Затем последовал совершенно «убойный» финал 7-ой сонаты Прокофьева, которая, очевидно, выжала из пианиста, что называется, последние соки. Конечно, можно только восхищаться выносливостью музыканта и тем совершенно удивительным, сильным, противоречивым, а значит — воистину живым стилем, который отражает глубокую индивидуальность мастера.

Вечер, как говорят в таких случаях, удался. За ним следом — две недели праздника для души и для ушей, которые подарит всем нам Нижегородская филармония.

Автор — Максим Прытков
Фото — с сайта Нижегородской филармонии

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

Комментарии

  1. inga-majorova, 06 июня 2016:

    Про борьбу с природой авторского текста и техническую победу в ней - это "пять". С плюсом)

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору