Нижний Новгород, 30 мая, вечер. Кремль. Филармония имени Ростроповича. Ажиотаж публики, сотни людей, спешащие занять места в зале. Ожидание, предвкушение, волнение. Эта сцена повторяется раз в два года и совершенно не удивительна. Международный фестиваль искусств имени Андрея Сахарова «Русское искусство и мир» — одно из самых знаковых, важных и не обделенных вниманием событий музыкальной жизни региона. Плод длительных трудов десятков работников Нижегородской филармонии, сотен музыкантов из множества стран (на открывшемся в этом году XIV фестивале присутствуют гости из 8), квинтэссенция филармонического года, позволяющая слушателям насладиться лучшими образцами музыкальной палитры России и мира, в исполнении безусловно выдающихся мастеров.
Программа Сахаровских фестивалей регулярно разнообразна, ориентирована на различные вкусы и пристрастия — от академизма до авангарда. Среди исполнителей, и в этом одна из очевидных заслуг организаторов, всегда присутствуют звезды мировой величины.
Вечер открытия не стал исключением из этой многолетней традиции. Маэстро Денис Мацуев, не нуждающийся в каких-либо дополнительных представлениях, совместно с Академическим симфоническим оркестром филармонии под управлением Александра Скульского и при участии камерного хора «Нижний Новгород» задали тон фестивалю, представив на суд публики, прямо скажем, довольно серьезную, ответственную программу русской музыки — Рахманинов, Скрябин, Прокофьев.
Три корифея двадцатого столетия были исполнены блистательно, в этом нет сомнений. Господин Мацуев, безусловно, является одним из столпов современной фортепианной школы — техническое совершенство исполнения сочетается с глубоким погружением в суть музыкального месседжа авторов, что дает исключительно, не побоюсь этого слова, красивый эффект. «Рапсодия на тему Паганини» позволила со всей очевидностью продемонстрировать и красоту и тонкое понимание нюансов солистом, взаимопонимание между ним и оркестром, которое, как известно, достижимо далеко не всегда. Скрябинский «Прометей», напротив, вызвал противоречивые ощущения. Слаженность исполнения, в структуру которого добавился хор, безусловно сохранилась. Однако в силу специфики самой музыки, несколько водянистой и неакцентированной, музыкальная поэма в определенной степени распадалась «в ушах» на ряд эпизодов, не вызывающих восторга. Тот случай, когда высокий профессионализм музыкантов вступает в борьбу с самой природой авторского текста и если эту борьбу и выигрывает, то чисто технически.
Фортепианный концерт № 2 Сергея Прокофьева, завершавший основную программу вечера, был, безусловно, апофеозом мастерства и творческого горения. И для господина Мацуева, который выложился на 100%, и для оркестра, который четыре сложные части сыграл на одном дыхании. Да, конечно, манера исполнения у маэстро Мацуева зачастую вызывает справедливые вопросы. Не слишком ли она экспрессивна? Не слишком ли явно проявляется любовь пианиста к джазовым импровизациям, определенным образом диссонирующим со стилистикой Прокофьева? Наконец, всегда ли хорошо бесконечное forte, тем более, если речь идет о достаточно психологически глубоком музыкальном тексте? Тем более, что первая и особенно вторая часть концерта были, на наш взгляд, проинтерпретированы весьма созвучно с авторской идеей. А далее, как это не удивительно, и последовало бесконечное и несколько оглушающее fortissimo. Некоторое «заигрывание» с публикой в этом, конечно, заметно.
К тому же исполненный на бис Лядов с его совершенно не пафосной, утонченной «Музыкальной табакеркой», был сыгран Мацуевым абсолютно волшебным звуком, чрезвычайно тонко. Маэстро прекрасно продемонстрировал, что может и так, да еще как может!
Затем последовал совершенно «убойный» финал 7-ой сонаты Прокофьева, которая, очевидно, выжала из пианиста, что называется, последние соки. Конечно, можно только восхищаться выносливостью музыканта и тем совершенно удивительным, сильным, противоречивым, а значит — воистину живым стилем, который отражает глубокую индивидуальность мастера.
Вечер, как говорят в таких случаях, удался. За ним следом — две недели праздника для души и для ушей, которые подарит всем нам Нижегородская филармония.
Автор — Максим ПрытковФото — с сайта Нижегородской филармонии
Комментарии
inga-majorova, 06 июня 2016:
Про борьбу с природой авторского текста и техническую победу в ней - это "пять". С плюсом)