Люблю камерные залы, аншлаги, праздничное ожидание начала концерта, живую музыку, пронзительную тишину в паузах, оглушительные аплодисменты, счастливые глаза слушателей, цветы вообще и те, которые дарят исполнителям. Да, люблю. На нашей ноябрьской встрече было всё, кроме аншлага. Роспотребнадзор мог бы выписать нам премию. Лучше большую. Или очень большую. Те несколько человек, которые рискнули и пришли на концерт, чувствовали себя в полной безопасности. Какие там полтора метра?! Много больше, уверяю вас. Приятно, что в зале были и новые слушатели. Мне кажется, они пришли в наш зал впервые. Хочется верить, что мы ещё встретимся. Концерт — это пятая встреча цикла «Все фортепианные сонаты Людвига ван Бетховена». Грандиозный цикл Михаила Лидского. На такое отваживаются немногие, нет не так — избранные. С Бетховеном всё понятно. Господи! Надеюсь, что Михаил Викторович меня не слышит. Иначе вновь гром и молнии на мою голову. Понятно — значит ничего кроме почтения, восхищения, желания знать и изучать, если хотите — священного трепета! — вот всё это про Бетховена. И это начало перечня! Он бесконечен! БЕТХОВЕН! Так вот, с Людвигом ван Бетховеном всё ясно. Я о Михаиле Лидском. Доцент Московской консерватории, человек богатейшей эрудиции, общественный деятель и человек очень неравнодушный, Михаил Викторович приезжает в Муром много лет. Казалось бы, вот уж тут мне всё должно быть ясно. Или понятно, не знаю, как лучше. Понятно, что все эти годы я смотрю на нашего гостя снизу вверх и в прямом, и в переносном смыслах. Вот только чем больше я знакома, чем больше мы беседуем (МВ говорит, я слушаю — это я называю беседы, или кротко заданный вопрос и исчерпывающий ответ — это тоже вариант беседы), чем больше мы знакомы, тем выше мне приходится устремлять свой взор. Недосягаем. Я и раньше в этом не сомневалась, но степень бесконечности оценить не могу.
К каждому концерту готовлю программку. Работа кропотливая, отнимает много времени, спросом покупательским не пользуется, но считаю, что она- программа концерта — обязательный атрибут наших встреч. В программе — портрет исполнителя, собственно программа концерта, важные слова о композиторе и исполнителе. Стараюсь не повторяться. В программе концерта 21 ноября о Михаиле Лидском «говорили» А. Башкиров, Э. Вирсаладзе, А. Ведерников, В Чинаев. ТрепЕщите? Понимаете меня? Для полной ясности привожу весь текст.
«Одним из самых больших талантов России называет зарубежная пресса Михаила Лидского. Сегодня его сравнивают с крупнейшими пианистами
современности Григорием Соколовым, Лазарем Берманом,
Джоном Огдоном. О нем говорят: „ни на кого не похож, стоит особняком“ (В.Чинаев). В исполнительской манере Лидского сочетаются „профессионализм, подлинная музыкальная культура, индивидуальность в прочтении текста, масштабность мышления“ (Д.Башкиров).
Ему присущи „безграничная виртуозность, природная музыкальность и серьезное отношение к своей профессии“, (Э.Вирсаладзе).
Но при этом Лидский „не пианист-виртуоз, а пианист-философ и интерпретатор“ (А.Ведерников)».
Вот такой Музыкант играет в Муроме. Шестой Бетховенский вечер ждём в феврале. Главное, чтобы все были живы-здоровы. Желаю!
Фотографии Николая Елистратова.