20 декабря в концертном зале «Зарядье» состоялся концерт, посвященный юбилею национальной газеты «Музыкальное обозрение». В этот же день главный редактор издания — Андрей Устинов, для которого работа в газете стала делом всей жизни — также отмечал юбилей, ему исполнилось 60 лет.
На сцене — Андрей Устинов, Валерий Полянский, оркестр Госкапеллы. Фото Дарьи КаретниковойГазета «Музыкальное обозрение» уже давно не нуждается в особом представлении. Издание зарекомендовало себя в профессиональной среде и является одним из флагманов музыкальной журналистики, освещая на своих страницах события российской академической музыки во всём их многообразии. Впрочем, МО стремится занять особое положение в мире российских музыкальных СМИ — помимо основной деятельности, руководство издания на протяжении последних лет выступает инициатором собственных культурных проектов. Среди них Академия Арт-журналистики, проводимая на базе Транссибирского арт-фестиваля; мастер-классы А. Устинова по журналистике в региональных консерваториях; издательская деятельность, включающая не только книги (серия «Библиотека МО»), но и публикации архивных материалов в самой газете: дневников основателя дореволюционной «Русской музыкальной газеты» Николая Финдейзена, а также списка репрессированных в сталинское время музыкантов — совместно с обществом «Мемориал». Отдельным масштабным проектом, которому издание посвятило несколько лет, стало возвращение из небытия музыки советского композитора Мечислава Вайнберга. Его столетний юбилей в этом году увенчался большой серией концертов практически во всех крупных музыкальных центрах страны, российскими постановками опер «Пассажирка» и «Идиот» в Москве, Петербурге и Екатеринбурге, а также изданием собрания сочинений совместно с издательством «Композитор • Санкт-Петербург».
Юбилейный концерт с латинским подзаголовком «Eadem mutate resurgo/Изменяясь, я вновь воскресаю» обозначил, как кажется, всё многообразие сегодняшней деятельности МО. Здесь нашлось место и новому взгляду на классику («Детский альбом» Чайковского в оркестровой версии Сергея Абира), и магическому опусу 30 («Так говорил Заратустра» Штрауса), и историческим артефактам «с двойным дном» («Здравица» Прокофьева, посвящённая Сталину), и современному творчеству «на заказ» (коллективное Concerto grosso С. Невского, Д. Курляндского, А. Хубеева и Н. Попова, созданное к нынешнему юбилею газеты.) Заключительным номером прозвучал «Вопрос, оставшийся без ответа» Айвза, сопровождаемый словесными комментариями на экране сцены: Тридцать лет: это много или мало? Можем ли мы что-то изменить и повлиять на людей и окружающий мир? Стоило ли сегодня сюда приходить и слушать всё это? Может быть, начнём всё сначала?..
Человек читающий в холле «Зарядья»
Блестяще проинтерпретированные оркестром и хором Государственной академической капеллы России во главе с Валерием Полянским опусы в своей стилевой пестроте словно отразили ту музыкальную реальность, которую сегодня на своих страницах газета не только пытается внятно описать, но и проанализировать — аргументировано, непредвзято, учитывая спектр мнений. Именно эти качества «Музыкального обозрения» делают его динамичным, открытым к диалогу с читателем изданием. Можно ли пожелать более удачного сочетания?
Елена Прыткова