На сцене Нижегородского театра оперы и балета с 19 по 21 февраля гастролировал Государственный академический театр классического балета Наталии Касаткиной и Владимира Василёва.
Три показанных спектакля в Нижнем Новгороде — один из этапов большого тура по России, который был приурочен к 90-летию главного балетмейстера Московского классического балета Наталии Касаткиной. Нерядовое для города событие смогло состояться при поддержке Министерства Культуры Р Ф в рамках программы «Большие гастроли».
Трагедию, сказку и притчу на тему библейского мифа — разные жанры для несколько возрастных зрительских категорий представили артисты из Москвы и полностью оправдали определение «авторского» балета, которым описывают этот театр. С постановок Московского классического балета можно рекомендовать начинать знакомство с этим особым видом искусства, чтобы сформировать вкус.
Постановки театра — характерный образец «золотого периода» советского балета второй половины ХХ века. Ныне признанные мэтры тогда привносили новаторские, а подчас и революционные, приемы в достаточно консервативный классический балет. Сейчас изменилась лексика, выворотность ног, какие-то движения, наконец, сами исполнители по антропометрическим данным, но основа спектаклей осталась та же.
В условиях жёсткого гастрольного ритма все балеты исполнялись под фонограмму. Пришлось даже пожертвовать частью декораций, чтобы вписать всё привезенное в скромные габариты нижегородской сцены. На общем впечатлении это не сильно сказалось, но в массовых сценах было заметно, что артистам тесно.
Нельзя сказать, что этот театр противопоставляет свои постановки спектаклям коллег по цеху, недаром же он акцентирует в названии — «классический», но это и не типичный театр-музей. И поныне, художественное руководство выступает категорически против варварских переделок оригинального сюжета произведений, однако, сохранив его основу, находит нюансы и режиссерские решения в традиционном материале.
Так, заинтриговав в анонсе небанальностью финала в «Ромео и Джульетте» (16+), который в свое время (по отзывам) вызвал даже скандал, теперь нижегородцам можно было ждать от гостей, что угодно. Необходимо пояснить местный контекст: за последние два года театром оперы и балета имени А. С. Пушкина были поставлены несколько спектаклей, где сюжет, структура и даже финал оказывались переделанными. Именно поэтому развязку «печальнейшей на свете» истории посвященные зрители ждали с некоторой интригой.
Балет по известнейшему произведению Шекспира собрал в зале аншлаг. В антракте и по окончании спектакля зрители обсуждали, спорили, сравнивали трактовки.
Характерные образы и лирические герои, стилизация под эпоху, минимализм в оформлении, мрачные тени и багрово-красный доминирующий цвет настраивали на драматическую постановку большого масштаба. Любовь и смерть идут всегда рядом, поэтому понятны были без объяснений аллегории со скелетами на некоторых костюмах. А в финале зрителей ждал гимн победы жизни над всеми превратностями судьбы — воспарившие руки-птицы влюбленных над бессмысленно враждовавшими семействами.
Из всех занятых солистов хочется отметить исполнительницу главной роли — Галину Гармаш. Хрупкая, но сильная и нежная, ее Джульетта проходит путь от наивной девочки, что вчера играла в куклы, а сегодня выходит замуж за вспыльчивого Ромео (Гаджимурад Дааев) и совершает роковой поступок — не в порыве отчаяния, а по решению разума.
Схожий персонаж воплотила на сцене балерина Марина Волкова в «Золушке» (6+), и вновь на музыку С. С. Прокофьева, где прежде покорная простушка преображается на глазах. Характер и вера в себя не позволили окружающим изменить судьбу девушки.
Актуальный образ волевой героини для нынешнего времени не доминирует в постановке, но гармонично сочетается с трепетной любовью к Принцу. Путешествие счастливого дуэта по странам мира (в заключительной части) неожиданно дополнило сказочное повествование — идеальное продолжение сказки, в духе «Щелкунчика», для аудитории, состоящей более чем наполовину из девочек, наряженных принцессами.
Завершал гастроли спектакль — «визитная карточка» театра — балет «Сотворение мира» (16+) на музыку композитора Андрея Петрова. Менее известное произведение массовому нижегородскому зрителю, судя по посещаемости зала, не вызвало такого же внимания, как прежде. Возможно, дело в возрастной категории — в стереотипном восприятии, на балеты в Нижнем Новгороде водят преимущественно родители детей, для просвещения и приобщения к искусству.
Впрочем, ничего «такого», что могло бы оскорбить или быть не по возрасту смелым, для подростков, в постановке не было. Особенно для современной молодежи.
Развитие сюжета о появлении человечества на Земле, который по жанру, в самом начале, тоже тяготеет к сказке. С неумелых шагов Адама начинается путь по дороге познаний добра и зла. Музыка, далеко не самая простая для неподготовленного слушателя, драматично растет вместе с ним — от простого к сложному.
В этой структуре балета можно проследить и «формулу» гастролей — от знакомого к модерну, сохраняя любовь и верность классике! Театр громко заявил о себе в Нижнем Новгороде и, будем надеяться, появится у нас ещё, но уже с новыми постановками.
Фото Сергея Ловырева. Предоставлено театром.