Оперный эксперимент, редкий в Нижнем Новгороде, поставили на сормовской сцене.Современная камерная опера-гротеск «Силуэты» осенью появилась в репертуаре Нижегородского камерного музыкального театра имени В. Степанова. Событие не рядовое для города, в котором в основном ставят классические спектакли и довлеют консервативные традиции, и уж тем более — для спально-промышленного района Сормово, где в Доме культуры обосновался коллектив, за неимением собственного здания. Афишу театра наполняют популярные мюзиклы, студийные балеты и концертные программы солистов, и на таком фоне атональная новая экспрессивная опера смотрится удивительным «пришельцем» из иных столиц и миров.
Предоставленная возможность постановки спектакля стала для Юлии Чекмасовой (Москва) наградой за победу в лаборатории молодых режиссеров музыкального театра АНО «Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры». Опера создана петербургским композитором Дмитрием Гусевым (учеником Микаэла Таривердиева) на стихи малоизвестного сейчас поэта середины XIX века Василия Попова.
Сюжет произведения прост, если не сказать — банален, и представляет собой быстрое развитие отношений внутри любовного треугольника трех «К»: журналиста Калитина, молодой вдовы Кринецкой и светского денди (их общего друга) Клиновского. Текст написан под явным влиянием французской романтической литературы, но не ради оживления музейного раритета создавался этот спектакль.
Главной темой постановки стало само время — давящая скоротечность новостного потока и нарастающего современного ритма жизни, окружающее героев облаком звуков. Стук клавиш на механической печатающей машинке, ворох шуршащих газет, оперные голоса и живая музыка, исполняемая на электрофортепиано (концертмейстер — Александр Кондауров), иногда затихает, создавая на контрасте вакуум тишины.
Силуэты (или Альтер Эго героев, символы их скрытых чувств) в сложном пластическом танце предстают перед зрителями в «театре теней», за прозрачным занавесом, или тут же на сцене, где разворачивается основное действие, и сидят зрители. Камерное решение — довольно популярное сегодня в театре — поместить артистов и публику в одном пространстве, дает свои преимущества: перед нами были не призраки прошлого, подобные античным статуям, а обычные люди, со своими сомнениями, ошибками и страстями.
Калитину исполнилось 30 лет — ничтожный возраст, по нынешним временам, но он разочарован в людях и жизнь ему не приносит отрады. Молодой бас Андрей Пузырёв драматично и глубоко проживает роль человека, многое пережившего, опаленного ранней сединой, и, судя по всему, недавно вернувшегося с войны. Художник Полина Гришина недаром стильно соединила в его костюме подобие современной шинели и мундира.
Франт Клиновский, сыгранный с нарочитой легкостью тенором Вадимом Вшивцевым, напротив, комичен, весел и беззаботен, словно опереточный герой-любовник. Одет он в бархатный сюртук, дополненный бантом, вместо галстука, носит шляпу-цилиндр — явно, из прошлого. Персонаж чуждый, несовременный и фальшивый, наделен всеми теми качествами, которые так презирает и высмеивает мрачный Калитин — представитель нового времени. Однако, антагонист нужен для развития истории, чтобы привести друга в дом скучающей богачки Кринецкой.
В исполнении Дарьи Куликовой (сопрано), лирическая героиня из взбалмошной светской львицы превращается в тонко чувствующую, самостоятельно мыслящую женщину, нашу современницу. Ее решительность не даст свершиться дуэли, в старомодном стиле, что, конечно же, лишает зрителей, привыкших к русским драмам, катарсиса, но оставляет надежду на счастливую жизнь героев.
Представительницы высшего сословия — дамы, чьи лица украшены отзеркаленным гримом: Ольга Бакулина и Анна Никитичева, продолжают тему личностного конфликта с навязанным поведением в обществе, линию внутренних монологов персонажей. Впрочем, главное раскрытие характеров героев происходит в сцене признания в любви, в их сердцах, стремящихся к истинным чувствам и новой правде.
Остается надеяться, что нижегородцы оценят и полюбят этот спектакль, современную форму и работу артистов театра.
Постановка осуществлена в рамках проекта «Сцена будущего» АНО «Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.Фото из группы Камерного музыкального театра
ВКонтакте. (12+)