XV Международный фестиваль искусств «Русское искусство и мир» им. А. Сахарова 8 июня завершился в Нижнем Новгороде.
Фестиваль торжественно открыли 19 мая. Весомый статус и значимость событию придало выступление Народного артиста России Михаила Плетнёва. Прежде, он уже приезжал в наш город — более 10 лет назад. А в этот вечер, в сопровождении созданного им Российского национального оркестра, под управлением дирижера Станислава Кочановского, были исполнены ранние произведения П. И. Чайковского. Первый концерт и первая симфония — в первый день Фестиваля символично создали единое целое. Благодаря программе Министерства культуры Российской Федерации «Всероссийские филармонические сезоны», праздник ознаменовался таким редким и дорогим подарком нижегородцам.
Прозвучал совершенно «незнакомый» и одновременно самый популярный среди пианистов Концерт № 1 Чайковского, в первой авторской редакции — его исполнение было непривычным и даже обескураживающим для публики. Михаил Васильевич был рядом — на сцене, но где-то очень далеко от нас. Скупой на эмоции, выдерживая невероятные по длине паузы, и порой в вольном по темпу исполнении, маэстро вёл за собой оркестр и заворожённую публику.
Прихоть гения — Плетнев возит с собой на гастроли рояль и нередко выступает без предварительных репетиций с оркестром. Человек — загадка на наших глазах не раскрывал, а ещё более создавал вокруг себя ореол таинственности. На бис был исполнен глубоко личный Ноктюрн до-диез минор соч. 19 № 4 П. И. Чайковского. Радость встречи и грусть прощания звучали главной темой в коротком произведении, которым он закончил своё выступление.
А во втором отделении концерта зрителей ждала первая симфония Чайковского — «Зимние грёзы». Свежо, насыщенно, на эмоциональном подъёме завершилось открытие Фестиваля и их короткие гастроли!
21 мая народный артист СССР Василий Лановой и Академический симфонический оркестр Нижегородской филармонии представили «Метель» А. С. Пушкина, на известнейшую музыку Г. Свиридова. Во второй части, ставшей, по сути, творческим вечером актёра, прозвучала русская классическая поэзия и фрагменты прозы, в традиционно «вахтанговской» манере исполнения. С особым трагизмом, болью и стойкостью — пережитое основано на личных воспоминаниях, было в строках военной поры.
Оригинальный формат концерта-спектакля «Именем Мадонны. Монологи о любви…» представили публике 24 мая. Автор проекта — профессор Московской консерватории Евгения Кривицкая (орган, клавесин) рассказала перед концертом, что вначале у неё была мысль — сделать спектакль на основе ныне почти забытых сонетов Петрарки. В симбиозе коллективного творчества, позже появилась эта лирико-музыкальная композиция.
Главная тема спектакля — образ «прекрасной дамы», воспетый в стихах Петрарки, Пушкина и Гюго, прозвучал с возвышенным, одухотворённым пафосом, в прочтении лауреата премии Президента Р Ф Петра Татарицкого, актера и режиссёра проекта. На сцене Нижегородской филармонии впервые зрители услышали специально привезённый электронный концертный орган. Евгения Кривицкая и солист оркестра Большого театра России Иван Паисов (гобой) безупречно точно исполнили произведения эпохи барокко и романтизма. Аутентично, красиво и чувственно звучали арии, в исполнении лауреата международных конкурсов Сергея Ванина, обладателя редкого голоса контртенора.
Около двадцати произведений различных европейских композиторов, причудливо объединённые в единый спектакль, исполнялись в полутьме, с перемещением артистов по сцене и залу. Умиротворяющая гармония ощущалась в цельной по замыслу и близкой по созвучию программе, не лишённой барочной избыточности.
Встреча давних друзей — так можно было именовать концерт, состоявшийся 25 мая. Государственный Квартет имени Бородина, чьи программы ежегодно звучат в основной афише сезона — частый участник Фестивалей им. Сахарова. Их любят и ценят поклонники за верность выбранному пути и за высокий профессионализм исполнения. Были представлены квартеты Ф. Шуберта, Д. Шостаковича, А. Бородина. Отточенное бесконечными репетициями, слаженное звучание и глубина прочтения — самое важное в их негромком, камерном исполнении.
«День Италии» — 28 мая сменил лирику и меланхолию предыдущих вечеров на праздничное настроение, с эффектом шампанского! «Самый известный итальянец в России» — дирижёр Фабио Мастранжело и «самый известный русский в Италии» — скрипач Сергей Крылов впервые выступили вместе, и произошло это событие на нижегородской сцене. Концерт П. И. Чайковского и Каприс № 24 Н. Паганини — в первом «русском» отделении были виртуозно исполнены на скрипке, сделанной отцом Сергея — Александром Крыловым.
Вторая часть — «итальянская» стала настоящим бенефисом дирижёра. Респиги, Рахманинов, Чайковский — этюды и картины Рима, то и дело взрывались колоритным темпераментом. Публика долго не отпускала Фабио Мастранжело, у него — эмоционально «выжатого», как показалось, к финалу почти не осталось сил. И уже на ближайшие недели у наших гостей запланированы европейские гастроли, фестивали и большие проекты.
Ещё один блестящий вечер — 30 мая. Концерт-спектакль «Ван Гог. Письма к брату» — народного артиста России Евгения Миронова и камерного ансамбля «Солисты Москвы», под управлением Юрия Башмета. На этот, как и многие другие концерты, билеты были выкуплены в первые часы продаж.
Зритель ждал чуда и оно случилось. Освещённое лицо артиста в раме, пустой мольберт, букет знаменитых подсолнухов и проекция картин во тьме — лаконичное решение нашла режиссёр Марина Брусникина. Оркестр деликатно и атмосферно дополнял действо — не доминировал, а аккомпанировал.
Штрихи к портрету художника создавались не маслом, но музыкой и словом. Без шумихи, созданной вокруг его имени в последние годы, строчка за строчкой, из темноты проступал трагичный образ метущегося человека, болезненного, талантливого, непонятого. По форме, моноспектакль Евгения Миронова тонко создан, как диалог со зрителем. Для публики здесь тоже отведена «роль» — брата Тео, которому адресованы его послания, но ещё и к нам. 10 лет творческой жизни для гения — не так уж и мало.
Последний день весны можно было бы назвать «Днём Америки» — на Фестивале с подзаголовком «Русское искусство и мир». 31 мая выступили молодые солисты ведущих оперных театров Америки с программой «К 100-летию со дня рождения Леонида Бернстайна». Эшли Эмерсон (сопрано), Доминик Армстронг (тенор) и Луис Ороско (баритон) представили фрагменты из известных бродвейских мюзиклов: «Вестсайдская история», «Чудесный город», «Кандид», «Увольнение в город» и Симфонии № 3 «Каддиш». Дирижер Марк Мандарано управлял оркестром Филармонии. Артисты постарались представить разнообразие наследия Бернстайна. Лёгкий, эмоционально открытый концерт смог объединить людей разных континентов и познакомить с иной культурой, посредством волшебной силы музыки.
«Дни Франции» 1 июня открылись концертом джаз-квартета «Old & New Songs» (''Старые и новые песни''), при поддержке Посольства Франции в России, Французского Института в Москве и «Альянс Франсез — Нижний Новгород». По словам музыкантов, в основе их импровизаций народные старинные мелодии стран мира, по которым квартет много гастролирует. Фольклорные мотивы не просто было узнать, всё переплелось: XVI, XIX и XX век. Медитативный концерт — впечатление, без эффектных приёмов, просто мультикультурное наслаждение музыкой.
«Дни Нидерландов» — 5 и 6 июня — сочетали музыку классическую и современную в одном фестивале и даже концерте. Традиционно, гармонично и изящно исполненные симфоническим оркестром Нижегородской филармонии, под управлением дирижера Петера Билуна, прозвучали Бетховен, Равель и российские премьеры голландцев: концерт для саксофона Ханны Куленти и «Морфические волны» Джои Раукенса — с саксофонистом Евгением Новиковым. Последние произведения — наиболее неожиданные. Музыкантам удалось передать сюрреалистичную красоту звука слушателям.
6 июня в ГЦСИ «Арсенал» нидерландской программой «Ночь неожиданностей» продолжились дни культур. Внутри выставочного пространства, в разных его частях, в сумраке звучала очень необычная современная академическая музыка. Интерактив со зрителем, импровизации, свободное перемещение по залам — предполагал полный отказ от привычного формата концертов, где нет кресел с указанными местами. Впрочем, счастливцам удалось присесть на скамеечки или подняться на верхний ярус, расположившись в креслах-грушах и прямо на полу.
Атмосферу аудио-визуального перформанса создали: голландский импровизатор Герт-Ян Принц и саксофонист Евгений Новиков, а также Московский Ансамбль Современной Музыки. Концерт — путешествие и удививший всех эксперимент, прежде всего, у неподготовленной публики вызвал неоднозначную реакцию. Но молодые зрители остались в восторге.
7 июня на втором «Дне Франции» случился «День Польши», поскольку известный в России французский пианист Люка Дебарг исполнял преимущественно произведения польских композиторов: Шопен и Шимановский — в основной программе. Романтический камерный концерт, с тонкой лирикой интроверта, звучал то мягко, то чуть нервно. На бис — Магин, Форе, Равель, Скарлатти, — несовременно хрупко и изящно.
Фестиваль закрылся 8 июня концертом Дениса Мацуева и Симфонического оркестра Нижегородской филармонии им. М. Ростроповича под управлением Художественного руководителя и главного дирижёра, Народного артиста России Александра Скульского. Начало концерта — сюита из балета «Творения Прометея» Бетховена. И далее, выступление главной звезды — Дениса Мацуева.
Четвёртый концерт Сергея Рахманинова и «Рапсодия в стиле блюз» Джорджа Гершвина, где к оркестру и солисту присоединились — великолепный джазовый контрабасист Андрей Иванов и победитель 3 сезона конкурса «Синяя птица» — Даниил Гулевич, которому всего одиннадцать лет. А на бис, фееричная импровизация по мотивам «В пещере Горного короля» Э. Грига. Мощное, энергичное звучание и полновластное господство сильной музыки контрастировало с предыдущими днями. Бравурный финал, казалось, подобен «восклицательному знаку» в конце нашего праздника.
Двенадцать разножанровых концертных программ, три недели музыкального марафона и неисчислимое удовольствие от знакомства с мировыми именами музыкантов и композиторов — таков итог XV Международного фестиваля. И до встречи на том же месте, ровно через два года!
Автор: Ольга Плаксунова
В статье использованы фотографии Пресс-службы Нижегородской филармонии и ГЦСИ Арсенал. Авторы фото — Георгий Ахадов, Алексей Шевцов.