На южном побережье России органная музыка не умолкает, здесь звучание Короля всех инструментов — уже не диковинка. Не успел завершиться ежегодный сентябрьский фестиваль органа в Сочи, как двери Зала имени Алисы Дебольской распахнулись для музыкантов первой Академии Vox Organum. Руководителем проекта выступила директор Сочинской филармонии Валерия Анфиногенова.
![](https://muzkarta.info/f/i/31f8ed4c54550279d4f562d984b54229.jpg/)
Благодаря гранту Президентского фонда культурных инициатив, около двадцати участников, среди которых были как студенты российских консерваторий, аспиранты, так и уже действующие преподаватели, получили возможность совершенствовать навыки игры под руководством лучших мастеров своего дела. Мастер-классы дали: завкафедрой органа и клавесина Санкт-Петербургской консерватории и обладатель весомой премии «Органист года» 2020 г. — Даниэль Зарецкий, доцент кафедры органа и клавесина Московской консерватории, профессор Высшей школы музыки и театра в Сирии (Дамаск, 2000−2005 г.), а также член Союза композиторов — Алексей Шмитов. Еще один Мастер Академии Vox Organum — Титулярный органист Кафедрального собора Калининграда и лауреат многочисленных престижных конкурсов — Евгений Авраменко также поделился своим опытом с участниками Академии. Все четыре теплых осенних дня (с 29 сентября по 2 октября) прошли в дружеской атмосфере вдохновенного созидания, любви к музыке и пытливого самосовершенствования. Бодрое настроение Академии на концерте открытия под названием «Орган/рок» задал Владимир Королевский, сочинский органист, лауреат международных конкурсов. Наравне с серьезной музыкой, Прелюдией и фугой ля-минор И. С. Баха, а также хоральной прелюдией «Взываю к тебе, Господи», были исполнены современные рок-хиты. В сопровождении Павла Пономарева (ударные) и вокального ансамбля «Сочи Соло» (хормейстер — Лариса Ерохина), Королевский исполнил знаменитые шлягеры группы «Abba», «Scorpions», «Queen». В необычной трактовке прозвучала вторая часть Второго концерта Шостаковича для фортепиано, а точнее её органная транскрипция. Подбор репертуара в Сочинской филармонии обусловлен курортной спецификой города, его всегда стараются разбавлять популярными хитами, дабы угодить расслабленному южному слушателю, не перегружая его серьезной музыкой. Для Сочинского органа — это не проблема, он готов показать себя во всей красе, в репертуаре любого стиля и эпохи. Однако в программе Академии были исполнены и довольно редкие сочинения, а организаторы сознательно старались уйти от так называемых «органных шлягеров», коим является Ре-минорная Токката И. С. Баха. О тонкостях подбора программы для Органной Академии рассказал Алексей Шмитов: «Дело в том, что в нашей стране ситуация с органами специфически российская. В Европе, с её обилием органов разных стилей, в двух церквях одного города, (например, в Северной Германии), могут стоять разные органы: барочный и симфонический, или романтический. И конечно органист никогда не пойдет играть симфонию Макса Регера на старинном инструменте. В России же на целую область или край, зачастую, всего один орган, и мы стараемся не ограничивать слушателя, произведениями только одной эпохи. А напротив, стремимся познакомить публику с самым разнообразными стилями. Если говорить о Сочинском органе, то это чешский инструмент (фирма Rieger-Kloss, прим. автора), такие органы стали делать во второй половине XX века, они по своему назначению универсальны. В этом инструменте есть то, что требуется для старинной музыки, романтизма, а также для современного репертуара. Поэтому программа Академии в Сочи охватывает большое количество стилей: французское и немецкое барокко, французский симфонизм, немецкую романтику, русско-советскую музыку.»
Разумеется, для того чтобы подготовить слушателя к незнакомым сочинениям, требуется грамотный проводник. С этой задачей прекрасно справился музыкальный журналист, ведущий органных концертов в Сочи, лауреат всероссийского конкурса «Интеграция» — Геннадий Шляхов, который щедро приправил свой рассказ любопытными фактами из жизни композиторов и тонким интеллектуальным юмором.
В программе концерта второго дня Академии «Органные столицы Европы: Париж-Лейпциг-Москва-Петербург» оказались удачными в плане восприятия очень неожиданные стилевые сочетания. Даниэль Зарецкий представил обширную программу: утонченный «Grand dialogue» Луи Маршана, «Вестминстерские колокола» Луи Вьерна, — возвышенная музыка Нотр-Дам-де-Пари, оптимистичное Андантино Сезара Франка, «Взрыв радости» Мессиана, а также «Пассакалья» Христофора Кушнарёва.
Алексей Шмитов исполнил монументальную Прелюдию и фугу ре-минор И. С. Баха, романтическую «Тему с вариациями ре-мажор» Феликса Мендельсона, «Торжественный гимн» Карла Пиути, а также «Хоральные вариации» Сергея Танеева. Кроме того, Шмитов познакомил публику со своими собственными сочинениями: пьесой «Ожидание», навеянной, по словам самого автора, времяпрепровождением на ковидном карантине, а также транскрипцию «Песни Пресвятой Богородицы», которую Шмитов исполнил на бис.
Для участников Академии была организованна культурная программа, — первого октября их ждала экскурсия в сочинский парк «Дендрарий», который является уникальным памятником садово-паркового искусства. Он был заложен в 1889 году, издателем «Петербургской газеты», меценатом и драматургом Сергеем Худековым. Прогулка стала приятным подарком к Международному Дню музыки. А в завершение праздника состоялся концерт солиста сочинской филармонии Сурена Вартаняна, где прозвучали сочинения И. С. Баха для фортепиано.
Мастер-классам и лекциям было отведено время каждого из четырех дней Академии: традиционно, первая половина дня — обучение, а вечером концерт. Музыканты оказались глубоко погружены в полифонический мир органного искусства: окунулись в историю, теорию исполнительства, а также отточили свои навыки на практике.
«Помимо проведенного мастер-класса по русской органной музыке, Евгений Авраменко ознакомил нас с собственной коллекцией старинных монет под названием „Орган в миниатюре“, которые он собирает много лет. Показ произвел особенно сильное впечатление на участников Академии. В собрание Авраменко вошли значки, серебряные и бронзовые монеты, старинные конкурсные медали и жетоны из Италии, Германии, Англии, Франции и многих других стран. Все они объединены редкой тематикой: это изображения органов, портреты композиторов-органистов, а также персон, связанных с органом. Феноменальная коллекция вызвала очень большой профессиональный интерес, поскольку там собран настоящий раритет.» — о выставке рассказала директор филармонии и организатор проекта Валерия Анфиногенова.
Исполнительство на органе требует высочайшего технического уровня. Особенно глубокой проработки требует мануальная выучка органиста, тонкая и филигранная работа проводится над исполнением барочной мелизматики, особое внимание уделяется цельности фразы. Конечно, в формате мастер-классов удается проработать далеко не все: «На мастер-классах мы видим определенную разницу подготовки исполнителей. Это естественно. Одни участники опытны, и много лет уже занимаются органом, другие только начинают свой путь. Конечно, на мастер-классах, у нас катастрофически мало времени. От участников требуется высокая степень активности и собственной инициативы, именно тогда есть возможность чему-то научиться. Но здесь наша задача — разобрать основные проблемы, указать пути их решения и подтолкнуть молодых музыкантов самих мыслить, заниматься, работать» — из интервью Алексея Шмитова сочинской культурно-просветительской газете «Платановая Аллея».
Программа заключительного Гала-Концерта, была изменена, в связи с тем, что один из Мастеров Академии — Евгений Авраменко не смог присутствовать на Закрытии. Вместо приглашенного солиста, на сцену вышел хорошо знакомый сочинским слушателям органист Владимир Королевский. На торжественном награждении присутствовал Генеральный директор Сочинского концертно-филармонического объединения Владимир Кузнецов, который вручил благодарственные письма всем причастным к событию. Дипломы и сертификаты участники мастер-классов получили из рук Даниэля Зарецкого и Алексея Шмитова. Специальный приз — возможность выступить с сольным концертом в Зале органной и камерной музыки имени Алисы Дебольской, получили две участницы Академии — Ольга Бестужева (Нижний Новгород) и Мария Коронова (Санкт-Петербург).
На Закрытии логика стилистического разнообразия программы была продолжена. Снова звучала музыка от Баха до Регера. Токката из «Готической сюиты» Леона Боэльмана была исполнена Владимиром Королевским одухотворенно и полётно, ему удалось добиться достаточной степени строгого готического пафоса и масштаба. Звучали очень современно, и особенно тепло были приняты слушателями «Интродукция и пассакалья» Макса Регера, которую представила Виталия Котова (Санкт-Петербург).
Сентябрь не случайно стал месяцем органа в Сочи. Двадцать седьмого сентября этого года сочинскому органу исполнилось тридцать шесть лет.
Академия Vox Organum стала чудесным подарком городу, слушателям и всем любителям органа. Кроме того, она родилась в чрезвычайно непростой год для всех музыкантов. Vox Organum является подтверждением того, что несмотря на отсутствие зарубежных гастролей и приезжих мастеров из Европы и США, органное исполнительство в нашей стране живо и способно развиваться.
Валерия Орлова
Комментарии
Екатерина Сочи, 16 декабря 2022:
Очень интересно и познавательно