В Калининграде назвали лауреатов российской премии «Органист года»
Торжественная церемония прошла в историческом Кафедральном соборе на острове Иммануила Канта
КАЛИНИНГРАД, 3 ноября. /ТАСС/. В Калининграде в четверг назвали имена обладателей российской премии «Органист года — 2022». Торжественная церемония прошла в историческом Кафедральном соборе на острове Иммануила Канта, где установлен самый большой в России органный комплекс, сообщила ТАСС Яна Лутченко — пресс-секретарь собора, выступающего партнером этого творческого проекта.
«В этом году на не имеющую аналогов в России премию „Органист года“, учрежденную Фондом развития творческих инициатив, по итогам конкурсного отбора были представлены 20 заявок из различных российских регионов. Лауреатов члены жюри определяли в четырех номинациях — „Персона“, „Дебют“, „За вклад в профессию“, „За самую оригинальную и концептуальную концертную программу“, которые позволяют отметить достижения конкурсантов в области органного исполнительства в разных аспектах их творчества», — сказала она.
Решением жюри под председательством президента Фонда развития творческих инициатив, ректора Академии хорового искусства, профессора Александра Соловьева в номинации «Дебют» для молодых исполнителей в возрасте до 28 лет, ярко заявивших о себе в сезоне 2022 года, обладательницей премии «Органист года» стала самая юная участница — ученица восьмого класса детской музыкальной школы имени Эдварда Грига в Москве 14-летняя Ирина Крюкова. Только в этом году она победила уже на двух престижных международных конкурсах.
В номинации «Персона» среди органистов, чьи выступления вызвали резонанс в СМИ, профессиональном сообществе и получили широкий отклик у публики, премия присуждена заслуженному артисту Республики Абхазия, солисту Абхазской филармонии Луке Гаделия, которого называют культурным брендом Абхазии. Лауреатом в номинации «За вклад в профессию» стала народная артистка России, профессор кафедры органа и клавесина Московской консерватории Любовь Шишханова, воспитавшая много прекрасных музыкантов. Награда «За самую оригинальную и концептуальную программу» вручена солисту Сочинской филармонии, композитору Владимиру Королевскому, созданные им органные концертные программы «От Баха до Аббы» и «ОрганРок» стали открытием не только для молодых музыкантов, но и признанных мастеров органа.
Приветствуя лауреатов, участников и гостей церемонии, Александр Соловьев подчеркнул, что «главная задача, цель, которую ставили учредители премии „Органист года“ — сфокусировать внимание профессиональной общественности к тому, что делают наши замечательные участники, исполнители-органисты». Маэстро убежден, что, хотя «премия вручается лишь третий раз, она уже завоевала по-настоящему профессиональный интерес среди музыкантов и слушателей». Кафедральный собор в Калининграде с его уникальным органом, заметил Соловьев, «стал талисманом премии «Органист года».
Церемония награждения лауреатов, а также обладателей специальных призов, учрежденных оргкомитетом премии «Органист года», сопровождались исполнением ими на органе Кафедрального собора произведений отечественных и зарубежных композиторов.
О соборе и органе
Кафедральный собор в Калининграде (Кенигсбергский кафедральный собор) был построен в 1380 году. Во время Второй мировой войны, при бомбардировках города в августе 1944 года английской авиацией, собор очень сильно пострадал. В 1992 году началась реставрация исторического здания, и спустя шесть лет привели в порядок его внешний облик, а затем и внутренний. Сегодня исторический Кафедральный собор — один из главных символов города.
Уникальный единый органный комплекс Кафедрального собора состоит из двух органов — большого и малого хорового. Технические данные комплекса впечатляют: 6 301 труба у большого органа и 2 224 трубы — у малого. Общее количество регистров 122. Это самый большой орган последнего поколения по количеству регистров в России и один из крупнейших в Европе. Два органа могут звучать как отдельно, так и вместе, они взаимосвязаны, как сообщающиеся сосуды. В начале 2020 года в концертном зале установили акустическую систему позволяющую звук любого инструмента, либо голоса направить непосредственно на слушателя, не «теряться» в какой-либо точке пространства собора.
Источник:
tass.ru/kultura…4301