Открытие нового абонемента «Чайковский. Шаги к бессмертию»

Добавлено 04 декабря 2014 Олеся Фиалко

Олеся Фиалко, Галина Зольникова (сопрано), Ирина Соколова (фортепиано), Нина Стрижова (меццо-сопрано), Академический хор Белгородской филармонии, Симфонический оркестр Белгородской филармонии, Дмитрий Филатов (дирижер, флейта), Большой зал Белгородской филармонии, Белгородская филармония

28 ноября в Большом зале Белгородской филармонии был открыт новый абонемент «Чайковский. Шаги к бессмертию». В исполнении Симфонического оркестра, солистов и Камерного хора были представлены сцены из опер «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» и кантата «Москва».

белгородская филармония, галина зольникова, алексей тюхин, нина стрижова, дмитрий филатов, симфонический оркестр


Монографические и юбилейные концерты, отмечающие круглые даты в жизни именитых композиторов и исполнителей, давно стали привычной и обязательной частью филармонической афиши Белгорода. Однако на музыкальном небосклоне есть такие величины, дань памяти которым невозможно уместить в рамки одного концерта. И в последнее время все чаще в афише появляются определенные монографические циклы. Грядущему 100-летнему юбилею Георгия Свиридова филармония посвятила III Фестиваль Шереметевские музыкальные ассамблеи, состоявшийся в апреле этого года. Нельзя не вспомнить абонемент «Рахманинов и его время», в рамках которого в течение двух предыдущих сезонов звучали не только сочинения великого русского композитора и пианиста разных жанров, но и музыка его современников — особое погружение не только в мир творчества, но и в мир жизни и окружения Рахманинова, идея которого принадлежит одному из главных просветителей Белгородской филармонии пианистке Ирине Соколовой.

белгородская филармония, симфонический оркестр, дмитрий филатов, чайковский, шаги к бессмертию, абонемент белгородской филармонии

К грядущему юбилею Петра Ильича Чайковского (1840-1893, 175 лет со дня рождения) филармония по инициативе Ирины Соколовой откликнулась новым монотематическим циклом концертов, составивших абонемент № 18. Его главная идея — не только дань уважения и памяти величайшему русскому гению, ведь музыка Чайковского, вне зависимости от круглых дат, всегда звучит в филармоническом сезоне (недаром композитор занимает одно из лидирующих мест в музыкальном мире по числу исполнения своих произведений). Главным посылом нового абонемента вновь становится погружение в мир великого художника, возможность прикоснуться и почувствовать его внутреннее Я, познакомиться и, возможно, открыть для себя великого Чайковского с новой стороны — не как признанного гения, а как музыканта только идущего по дороге к славе и почету, проследить и прожить эти «шаги к бессмертию» вместе с ним и его музыкой.
Первые шаги были прожиты нами в эту пятницу в Большом зале филармонии. Первое отделение целиком было отдано незыблемым оперным шедеврам Чайковского — операм «Евгений Онегин» и «Пиковая дама». Прозвучали как оркестровые номера (вступления к обоим сочинениям и Полонез из «Евгения Онегина» в стилистически точной и яркой трактовке Симфонического оркестра под управлением Дмитрия Филатова), так и вокальные шедевры, на которые так богаты эти сочинения. Главными героями первого отделения стали блистательные молодые вокалисты, гордость и надежда Черноземья, лауреаты международного конкурса солистка Белгородской филармонии Галина Зольникова (сопрано) и ведущий солист Воронежского оперного театра Алексей Тюхин (баритон).

галина зольникова, белгородская филармония, солистка, вокалистка

алексей тюхин, белгородская филармония, воронежский театр оперы и балета, солист, вокалист

В исполнении Галины Зольниковой убедительно прозвучали сложнейшие (технически и эмоционально) ариозо Лизы («Откуда эти слезы») и сцена письма Татьяны, в которых солистка филармонии продемонстрировала не только свой богатый певческий, но и артистический потенциал, буквально не пропев, а прожив состояния своих героинь. Логичным ответом на письмо Татьяны в программе вечера стала ария Онегина в исполнении Алексея Тюхина. Заслуживший любовь белгородских слушателей еще в октябре (выступление в рамках нового камерного абонемента «Поющая мечта»), воронежский гость в этот раз в полной мере продемонстрировал свое мастерство оперного солиста, уверенно ведя за собой не только слушателей, но и оркестр. Настоящим подарком концерта стала финальная сцена Татьяны и Онегина, в которой Галина Зольникова и Алексей Тюхин вновь показали намного больше, чем просто концертное исполнение. Сила эмоций, смена переживаний, волнений и мыслей — все это было разыграно убедительно, ярко, но сдержанно, не перешагнув рамки дозволенного и позволительного в условиях концертного номера.

галина зольникова, алексей тюхин, белгородская филармония

галина зольникова, алексей тюхин, белгородская филармония

Первое отделение в целом показало и ту огромную работу, какая требуется при грамотном исполнении оперной музыки (равно как и от солистов, так и от оркестра и, конечно, дирижера), и ту радость, какая воцаряется в зале после стольких трудов. Герои первого отделения были с лихвой награждены овациями публики и, несомненно, ее ожиданиями новых подобных открытий.
Второе отделение вечера, в противовес первому, представило редко исполняемое сочинение Чайковского — созданную по заказу Коронационного совета для подготовки торжественной коронации Александра III кантату «Москва» на слова А. Майкова. Шесть взаимосвязанных эпизодов сочинения — три сольных и три хоровых — были блистательно исполнены заслуженной артисткой РФ Ниной Стрижовой (меццо-сопрано), Галиной Зольниковой и Алексеем Тюхиным и Камерным хором (главный дирижер Елена Алексеева). Вновь скрепляющим элементом выступил Симфонический оркестр и маэстро Дмитрий Филатов (не можем не отдать дань и музыкантам оркестра, и дирижеру, которые большую часть вечера оставались в тени солистов, но всегда были на высоте).

нина стрижова, галина зольникова, алексей тюхин, белгородская филармония

белгородская филармония, камерный хор, симфонический оркестр, дмитрий филатов

дмитрий филатов, дирижер, белгородская филармония, симфонический оркестр

Включение кантаты «Москва» в новый абонемент было прекрасной находкой. Это и знакомство с неизвестным Чайковским (кантата, к сожалению, редкий гость даже на столичных площадках), и удачный компаньон насыщенному страстями и переживаниями первому отделению. Созданная в эпическом ключе, емкая в образных планах, но компактная и собранная по форме кантата нисколько не утомила взбудораженные оперными эмоциями разум и чувства слушателей, наоборот, вернула размеренность и радость бытия: все выходящие из зала слушатели напевали финальный номер «Слава», адресуя его не только великому Чайковскому, но и артистам вечера.

Олеся ФИАЛКО
Фотографии Антона ЧЕРЕВА
Источник

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору