Накануне зимы в Нижнем Новгороде, в концертном зале университета, состоялся юбилейный концерт оркестра «Солисты Нижнего Новгорода». Насколько в городе любят и ценят этот коллектив, отмечающий нынче 25-летие, можно было видеть по переполненному залу (некоторым даже пришлось слушать стоя.) Сведя к минимуму поздравительные речи, музыканты подарили публике большой и разнообразный концерт, представив своё творчество, как кажется, максимально полно. В умно составленной программе учитывались, в том числе, и «предлагаемые обстоятельства» — ведь концерт был включён в абонемент университета, а стало быть, адресован самой широкой аудитории. Поэтому большую часть исполненного составила классико-романтическая музыка — безусловный конёк оркестра и в то же время направление, в котором он не перестаёт открывать новые берега. С одной стороны Вивальди и Григ с их популярными вещами (ожидаемая «Зима» из «Времён года»), с другой — такие раритеты для Нижнего как двойной концерт Шоссона в версии для оркестра, «Адажио и фуга» Рихтера или финальный Мендельсон (струнный квинтет, тоже в оркестровой версии.) Похоже, оркестр придерживается моцартовского кредо — угодить знатокам, но и не-знатокам (или, как часто переводят, любителям) доставить удовольствие. Золотая середина, не иначе!
Оркестр на юбилее в зале университета«Солисты» в этот вечер охотно музицировали и с приглашёнными музыкантами, поистине балуя публику и желая удивить её. И дело тут не только в световом шоу, сопровождавшем многие номера — да, это было симпатично и кажется впервые на концертах «Солистов» в этом зале, но в первую очередь — в самой «начинке» концерта. Партнёрами коллектива стала целая плеяда консерваторцев: от доцентов до профессоров вуза. Соосновательница оркестра, посвятившая ему 14 лет, скрипачка София Пропищан вместе с пианисткой Беллой Альтерман сыграли с оркестром концерт Шоссона (первую часть) — это прочтение запомнилось выразительностью и естественностью, а также невероятной самоотдачей двух солисток, что, безусловно, делает честь старшему поколению консерваторских педагогов.
Звучит Шоссон. В центре — София Пропищан. И буквально через номер оркестр поразил всех, выведя на сцену настоящего вундеркинда — десятилетнего скрипача Андрея Пережогина, ученика Ирины Лежнёвой, без всяких скидок на возраст пленительно исполнившего «Прелюдию и аллегро в стиле Пуньяни» Крейслера (Андрей — участник оркестрового проекта «Юношеские ассамблеи», поддерживающего юные дарования региона.) В ходе вечера оркестр проявил себя как замечательный партнёр и с другими музыкантами экстра-класса — кларнетистом Александром Самариным, домристкой Кристиной Фиш, баянистом Венедиктом Пеуновым. Творческие контакты с ними развиваются на протяжении последних лет — отрадно, что «Солисты» всегда идут навстречу консерваторцам и консерватории (как хочется пожелать, чтобы этот процесс был обоюдным), охотно музицируя вместе и предоставляя возможности даже для большего — исполняя их собственные вещи. Таким номером на юбилее стала свободная обработка «Шехеразады» Римского-Корсакова В. Пеунова — для оркестра и солирующих баяна и флейты (сам Венедикт и Елизавета Волкова). Композиция запомнилась фантазийной смелостью — как в использовании оригинального микста исполнителей, так и в обработке самого материала.
«Солисты Нижнего Новгорода» с праздничным тортом «25»!Программа вечера продемонстрировала, в какой замечательной исполнительской форме находится коллектив Владимира Плаксина — лишний раз напомнив присутствующим, каким ценным культурным ресурсом обладает город в лице оркестра. В последнее время конкуренция в сфере камерного оркестрового исполнительства в Нижнем заметно усилилась (появились «Camerata sinfonica» в филармонии, активно заявляет о себе «Immersive orchestra»), но именно «Солисты» по-прежнему остаются лидерами, задавая самую высокую планку коллегам. Универсализм программ (оркестр, надо признать, практически «всеяден» и играет музыку от барокко до самой новейшей), привлечение интереснейших музыкантов в качестве партнёров, прекрасные качества ансамблевой игры, живость и точность интерпретаций — вот что подкупает в музыкантах и заставляет следить за их деятельностью с неослабевающим вниманием.
В общей светлой тональности вечера один из его моментов был окрашен печалью. Музыканты вспомнили ушедших коллег. В память о контрабасисте Леониде Лановенко и дирижёре Игоре Жукове при потушенном свете прозвучала композиция Рамо (антракт из оперы «Бореады»). Это элегическое настроение, как будто бы, продолжалось и дальше — минорная музыка концерта «Зима» Вивальди, где солировал концертмейстер оркестра Дмитрий Стоянов, тоже соответствовала моменту.
И всё-таки, как подобает торжественному вечеру, завершение программы было окрашено в мажорные тона. В конце уже сами оркестранты тепло поздравили своего руководителя Владимира Плаксина, подкрепив слова остроумным опусом «Happy birthday» Хейдриха. Нам тоже остаётся поздравить оркестр с замечательной датой и пожелать ему самых благоприятных условий для жизни и творчества!
Елена Прыткова