В Нижнем Новгороде состоялся концерт нового коллектива, играющего современную музыку. Надо сказать, что это уже третий по счету молодежный коллектив подобного рода, появившийся в городе за последние несколько лет.
Ансамбль «Супрематический Ёж», Дарья Фадеева и Ярослав Судзиловский после концерта в Нижнем Новгороде.
Настоящее нашествие современной музыки случилось в Нижнем этой осенью. Судите сами: на протяжении октябрьской недели звучали программы международного фестиваля «Картинки с выставки», далее был МАСМ с Наталией Пшеничниковой и немецко-российской программой «Горизонты», авторский вечер (с Нижегородским народным оркестром) провел Ефрем Подгайц, а в Оперном в это же дни представили новый балет современного болгарского автора на сюжет Горького. Буквально на днях эту эстафету продолжил ансамбль новой музыки «Супрематический Ёж» — новый коллектив, в котором играют студенты Нижегородской консерватории Представлять его и новую, дотоле не слышанную программу в Нижний Новгород приехал лично председатель МОЛОТа (Молодежного отделения Союза композиторов России) Ярослав Судзиловский. Концерт был приурочен к 5-летию МОЛОТа и прозвучал в Малом зале консерватории. «Приходите, скучно уж точно не будет», — с таким посылом, идущим от руководителя «Ежа» Игоря Жоховского, я направилась на концерт. Любопытство взяло верх, поскольку музыкантов, которые будут играть, я знала — большинство из них выпускники музыкального колледжа, где ваша покорная слуга имеет честь преподавать. Надо сказать, что обещания не разошлись с делом. Но отсюда чуть подробнее.
Действительно, нас познакомили с семью новинками, поступившими на фестиваль от композиторов с Украины, Белоруссии, России. И здесь же скажу, что как минимум пять композиций на этом вечере можно было не только слушать, но и получать определенное наслаждение от музыки. Согласитесь, что результат сам по себе вдохновляет! И среди этих пяти два опуса принадлежат собственно членам команды «Ёж» — Вере Костериной и Игорю Жоховскому.
Самым обворожительным, думаю со мной согласятся многие, кто был на концерте (а он был в практически полном зале) стало сочинение Виктории Спариш «Старик и птицы», сыгранное гобоистом в темноте (так сказать, программа обязывает: лодка некоего китайца скользит по глади реки в вечерний час; его единственными попутчиками становятся бакланы). В изысканной мелодии передан и китайский колорит и особым приемом встряхивания инструмента шорох крыльев пролетающих птиц. Не менее выразительным стало воплощение программы и в пьесе Владиславы Бучко «Портрет Фриды Кало» — богато разработанная фортепианная партия, от современной палитры до роскошного, в равелевском духе вальса, рисовала в звуках портрет неизвестной нам мексиканской художницы с весьма непростой судьбой.
Особый интерес (своим составом в первую очередь) вызвала композиция В. Костериной «Умножение ёжиков-супрематов» для двух виолончелей, гобоя и художника. В роли художника выступила сама Вера, обладающая (как мы убедились) определенным талантом и в этой области. Начальные звуки моторной темы первой виолончели, вступившей в диалог со второй — все это было передано визуально в завораживающей игре линий, появляющихся на мольберте, что называется, «на ваших глазах». Вот уже вырисовываются и контуры горного пейзажа… Но в процессе музыкальный и визуальный ряды, как мне показалось, разошлись, той синхронности, когда зрительный ряд дополняет звучащий, усиливает его, уже не было. Асинхронность все же ушла в небольшой, но выразительной концовке сочинения, где виолончелисткам пришлось даже немного попеть, имитируя музыку появившегося третьего участника — гобоя.
Тему ежиков, видимо весьма актуальную для коллектива в целом, продолжила композиция Жоховского «Незбагойные танцы ежиков-супрематов». В пьесе для фортепианного ансамбля (настолько редкий жанр в современной музыке!) музыка была не лишена остроумия, подчас рождая аллюзии на Рахманинова и Стравинского одновременно.
Концерт выделялся и еще одним обстоятельством. У него была замечательная ведущая — москвичка Дарья Фадеева, в непринужденной манере рассказывающая необходимые вещи об играемых пьесах. Так деловито (но без ложного пафоса) и вместе с тем с любовью к слушателю (где-то в середине программы Дарья проронила сочувственное: «Не устали?») у нас, в Нижнем, концерты не ведут. А может стоило бы?
Программа, безусловно, оставила свое впечатление — не только прозвучавшей музыкой, но и игрой молодых музыкантов, которые очень заинтересованно подошли к премьерам и исполнительски с блеском их представили в ансамблевом и сольном вариантах. Пианисты Павел Гуревич и Ася Первина, гобоист Артём Васенин, скрипачка Ксения Семёнова, виолончелисты Екатерина Алексеева и Наталия Логинова, перкуссионист Данила Лихоманов, наконец композиторы Игорь Жоховский и Вера Костерина — вот те музыканты, которых мы благодарим за доставленное удовольствие от встречи с современной музыкой. Держать так и дальше.
Елена Прыткова