Автор: Георгий КлементьевМоя музыкальная жизнь, как и жизнь любого русского музыканта, наполнена музыкой Рахманинова. Мне посчастливилось продирижировать всё, что им написано для симфонического оркестра. Это великая музыка близка и дорога мне как чувство Родины, родных просторов, родного дома, но в то же время она всегда потрясает напряжённой драмой преодоления, открывает новое в понимании и ощущении мира, себя в мире, очищает, зовёт к лучшему…
Уверен, что любая музыка – это наиболее полный портрет его автора, он отпечатывает себя во всех деталях и во всей полноте музыки. В сонме гениев музыкальной истории есть, на мой взгляд, только три грандиозные фигуры, чья музыка обладает непревзойдённым по силе воздействием и влиянием на аудиторию – это Чайковский, Рахманинов и Шостакович. Даже в этом великом окружении музыка Рахманинова отличается неповторимым своеобразием: она парадоксально соединяет мощный внутренний огонь и благородную сдержанность вовне. Именно это сочетание мощи и благородной меры выражения производит катартическое очищение и возвышение нашего внутреннего и внешнего мира – и это проявляет характерную для Рахманинова-человека и для рахманиновской музыки черту – совершенство этики!
И, пожалуй, главное: музыка Рахманинова – это не только его портрет, это его личность, действующая в музыке с огромной убеждающей волей, страдающая и ликующая, предельно искренняя, до градуса исповедальности, и целомудренно-сдержанная… Так Рахманинов своей музыкой даёт нам многозначные уроки, побуждающие нас к действию:
- он призывает к соучастию, соборности в общем деле, он объединяет нас,
- он учит состраданию и умению страдать, переносить боль и побеждать,
- он открывает красоту и радость излучения правды в мыслях, словах и действиях,
- он учит красноречивому молчанию, значимости тишины,
- он учит искусству быть собой.
Рахманинов представляется мне идеальным человеком, идеальным музыкантом и, что особенно важно для меня, идеальным дирижёром. Есть замечательное воспоминание современника Рахманинова музыковеда Василия Яковлева: «Рахманинов был прост и искренен, но в нём не было той обворожительной мягкости, склонности к индивидуализации отношений и иных подчёркнуто привлекательных приёмов. Он был прост, но строго дисциплинирован…»
И последняя нить, которая протягивается от Рахманинова, - она мне бесконечно дорога – это то, что Рахманинов работал с моим дедом Львом Михайловичем Клементьевым над партией Молодого цыгана в «Алеко» (он и был первым исполнителем этой партии в постановке Большого театра в 1893 году).
В январе 1909 года Лев Клементьев дал свой единственный концерт в Самарском цирке «Олимп» - и ровно через 85 лет в память о моём замечательном предке. я продирижировал оперой «Алеко» в Самарской филармонии. Прикосновение к музыке гения, переданное мне историей семьи, и по сей день приводит меня в священный трепет, наполняя огромной ответственностью всякий раз, когда играю Рахманинова…
Георгий Клементьев, дирижёр Самарского академического симфонического оркестра, заслуженный артист России16.03.2013