Вечер пяти шедевров: открытие IV органного сезона в Белгороде

Добавлено 16 сентября 2014 Marina Andreykina

Марина Андрейкина, Тимур Халиуллин (карильон, клавесин, орган), Камерный оркестр Mezzo music, Органный зал Белгородской филармонии, Олеся Фиалко, Белгородская филармония

15 сентября 2014 года в Белгородской государственной филармонии состоялось открытие четвёртого органного сезона. Прекрасная музыка И. С. Баха, Л. Вьерна, Ю. Ройбке, А. Глазунова, М. Босси звучала в исполнении лауреата международных конкурсов Тимура Халиуллина, камерного оркестра Mezzo music под управлением Натальи Боровик и солистов филармонии — Сергея Коваленко (литавры), Юрия Юрина, Тимофея Скуднова, Евгения Минаева, Петра Мальцева (группа валторн).


Три насыщенных, полнозвучных органных сезона — это первый этап музыкальной жизни Органного зала в Белгороде, который уже отзвучал, но, несомненно, запомнился яркими именами российских и зарубежных исполнителей, преданными слушателями, уникальными программами концертов.

В истории Белгородского Органного зала имена некоторых исполнителей вписаны особо крупными буквами. Прежде всего, это имя солиста Белгородской государственной филармонии, лауреата международных конкурсов Тимура Халиуллина, который совместно с камерным оркестром филармонии Mezzo music под управлением Натальи Боровик подготовил к открытию четвертого органного сезона новую интересную, сложнейшую программу.

Очередную страницу в истории Органного зала Белгородской филармонии представили пять музыкальных сочинений — признанных шедевров органной музыки. Открыло музыкальный вечер славянское сочинение, написанное русским композитором XIX–XX веков Александром Глазуновым — Прелюдия и фуга ре мажор.

Это музыка, насыщенная русским духом, полная былинных образов, эпичности, загадочности, приподнятости. В исполнении Тимура Халиуллина сложное полифоническое развитие, глубокая эмоциональная концентрация и широкий размах сочинения производили поистине грандиозное впечатление.

Подобным эффектом отмечено и исполнение следующего шедевра, передавшего эстафету от загадочной распевности русской музыки к изяществу французской. Две части Третьей органной симфонии Луи Вьерна вместили в себя и блоки неожиданных аккордовых сопоставлений, и накаляющие нить эмоционального напряжения непрерывные цепочки нарастаний динамики, увеличения тембральных красок, захват всё большего количества регистров…

Allegro maestoso и кантилена, звуковая буря и спокойствие, грохот грома и безмятежные небесные просветления… Сколько непередаваемых ощущений может возникнуть при звучании таких регистров как «небесные голоса», «голос человеческий»! А сколько здесь вложено исполнительской воли и усердия!


Одна из сложнейших за всю историю органного исполнительства до-минорная соната «94-й псалом» немецкого композитора Юлиуса Ройбке в исполнении Тимура Халиуллина — в числе самых незабываемых фрагментов вечера, в котором сплелись немецкая точность и русско-татарская широта души и загадочность.

Программа концерта была бы неполной без музыки И. С. Баха, имя которого — полноценный синоним органной музыки в целом и Белгородского Органного зала в частности. Прозвучавшая Прелюдия и фуга ре мажор — большая полифоническая музыкальная картина, насыщенная богатым и экспрессивным мелодическим развитием всех голосов.

Концерт для органа с оркестром итальянского композитора XIX–XX веков Марко Энрико Босси — премьера вечера, которую все слушатели ждали с нетерпением. В трёх частях сочинения звучали интонации и рока судьбы, и просветления, и смятения, и покоя. Нежные, женственно-плавные дирижёрские жесты Натальи Боровик, как всегда необыкновенно очаровательной, выливались то в лирические, кантиленные, «лёгкие» созвучия, то в мощные, грандиозные звучания камерного оркестра Mezzo music, подкреплённые королевским органом Тимура Халиуллина и симфоническим размахом сочинения.

Удачно вписавшиеся в исполнение валторны (Юрий Юрин, Тимофей Скуднов, Евгений Минаев, Петр Мальцев) и литавры (Сергей Коваленко) стали звуковым атрибутом музыкального полотна, в котором, казалось, слились и раскаты грома, и журчание ручья, и лучи утреннего солнца.

Итак, новая интересная глава в истории органного искусства в Белгороде торжественно открыта. Впереди новые программы, новые исполнители, новые звуковые эффекты и музыкальные полёты. Но место здесь, без всякого сомнения, найдётся и «старым», полюбившемся исполнителям, уже завоевавшим своих верных и преданных слушателей.


Специально для А-фишки, Марина Андрейкина (фото Антона Черева)

Дата публикации: 16.09.2014

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору