Варвара Непомнящая. Внешне – хрупкая, тростиночка, гордый профиль, черты лица словно вторят старым иконам, копна пушистых рыжих волос. Кто-то из зрительного зала назвал её «АНГЕЛОМ».Ангел? Варя? У меня такой ассоциации не возникает. Знакомы лет пять. Превосходный концертмейстер, фундаментальная фортепианная основа в трио, несколько сложнейших сольных выступлений – таков вклад Варвары Непомнящей в наше с вами просвещение. Бах, Бетховен, Моцарт, Брамс, Шопен, Шуман, Чайковский, Метнер, Прокофьев, Шостакович… Характер у Вари - железный. Профессиональное трудолюбие, дотошность, любовь к деталям, завидная эрудиция, неподдельная любовь к знаниям. Невероятная выносливость физическая, эмоциональная, психологическая – диву даёшься – как это всё можно совместить с внешним невесомым, неземным обликом?! И всё это при щедрой природе – абсолютном слухе, аналитическом уме, хочется сказать – абсолютной памяти, превосходной пианистической школе. Гнесинская десятилетка, Московская консерватория и аспирантура, Высшая школа музыки в Гамбурге.
Слушать Варю – удовольствие особого рода. Удовольствие и испытание. (Испытание на попытку слушательского соответствия…) Последний концерт - с его удивительной, редкой гармоничности программой – Моцарт и Шопен – просто сеанс психотерапии. Древние мудрецы были убеждены, что «искусство смягчает нравы». Их абсолютную правоту доказала Варвара Непомнящая. Музыка мертва без исполнителя. Композитор требует равного себе интерпретатора. Быть равным Моцарту? Шопену? Иметь право на собственный взгляд. Заслуженное, выстраданное право. Так понять, услышать, прочитать, почувствовать то, что скрыто за причудливой нотной записью. Какой талант, труд за всем этим?
Так сложился сезон, начало его абсолютно фортепианное. Три очень интересных, очень разных пианиста, и три аншлага. Конечно, рада. В зале много педагогов, у Варвары Непомнящей в Муроме «своя» аудитория, свой слушатель. Кто-то пришёл с нотами. Меня просто поразила удивительная звуковая тонкость, бережность с которой были сыграны Сонаты и Фантазия Моцарта. С первого звука до финальной тишины. Каждый мотив, фраза – зримые, выпуклые, живые. Знатоки говорят, что у каждого «свой» Моцарт. Похоже на некий штамп – если музыкант большой – у него прочтение любого сочинения неизбежно будут «своим». Особенность, столь важная – индивидуальность исполнительского почерка – одна из главных составляющих нашего интереса к происходящему. В нынешнем году мы смогли услышать Моцарта Михаила Лидского, Танела Йоаметса, Варвары Непомнящей. Лучше? Хуже? Понятно, что не о том речь. На
свой манер, со
своей точки зрения, особенно, ни на кого не похоже – вот в этом прелесть. Варин Моцарт мне показался очень человечным (впервые я услышала это в её Бетховене, в котором прежде всегда любила героику, драматизм, яркую контрастность…) Очень зримый, тёплый – живой. Невольно – слушая - думала о нём, о Вольфганге Амадее. О трагичности и несправедливости судьбы, внеземной гениальности, ранимости, светлой душе… Сонаты мажорные, да и Фантазия через все тернии приходит к свету, а на глазах слёзы. И ничего с этим поделать не можешь.
Во втором отделении – 24 прелюдии Фредерика Шопена. Не раз говорила – Муром - город премьер. Это грустная сентенция. Сколько бы встреч не организовывала Филармония – этого всегда до обидного мало. Вот так в 2013 году в нашем древнем городе, с его более чем вековой историей, замечательный 28-ой шопеновский опус звучал впервые. Это была счастливая встреча композитора, исполнителя и благодарной публики. Да, общеизвестный факт, что Шопен не писал Прелюдии как единый цикл. Но сыграны они были так, словно страницы дневника, воспоминаний – вот именно так, только в такой последовательности и должны были пройти перед нами. Шопен, может быть это повзрослевший, перешагнувший через годы Моцарт? Удивительная по красоте, гармоничности, яркости и тонкости музыка. Тихая нежность и трагическая сдержанность, лёгкая грациозная воздушность и романтический пыл и натиск… Сколько настроений, красок, образов в этих миниатюрах! Каждую хочется длить, расслушивать, переводя дыхание в умных паузах между откровениями. Превосходная программа, мастерски сыгранная!
Спасибо судьбе за встречу с Варварой Непомнящей, за возможность общения, за честь называть её другом!
Елена Пономарёва
Комментарии
Аноним, 06 декабря 2013:
Ваши статьи всегда так интересно читать. Если бы все организаторы так любили музыку и музыкантов! Низкий поклон.
Аноним, 14 декабря 2013:
полностью поддерживаю. А Варя - все-таки ангел... Испытаний особо не чувствуется, а наслаждение от игры огромное. Мне кажется... Шопен должен быть именно таким