Le Verbier Festival 2015 — les dernières préparations et les premiers remplacements
Уже через два дня площадка перед фестивальным шатром будет выглядеть так (© Nicolas Brogard)
17 июля в горной швейцарской деревушке в 22-й раз откроется международный музыкальный фестиваль, которого с нетерпением ждут целый год многочисленные любители классики. За несколько дней до открытия в программу вносятся коррективы — для начала первый вечер пройдет без Джеймса Ливайна.Увы, прославленный американский дирижер Джеймс Ливайн, возвращения которого в Вербье и в Европу вообще после восьмилетнего отсутствия так ждали и публика, и организаторы, и коллеги-музыканты, не приедет: из-за воспаления уха врачи категорически запретили ему садиться в самолет. «У меня нет слов, достаточно сильных для того, чтобы выразить мое огорчение и раздражение из-за того, что я не смогу вернуться в Вербье этим летом, — написал маэстро директору фестиваля Мартину Энгстроему, полностью разделяющему его чувства. «Мне очень жаль, что маэстро Ливайн не будет с нами этим летом, — говорит он. — Его приезд в Вербье был важен и для меня, и для него. Джеймс Ливайн относится к Фестивалю особенно тепло, ведь с 2000 по 2007 годы он занимал пост его музыкального директора. Мы желаем ему скорейшего выздоровления и надеемся скоро его увидеть.»
А пока в первый фестивальный вечер место за дирижерским пультом займет финский дирижер и композитор Эса-Пекка Салонен. При этом программа остается без изменений, как и солистка — американская меццо-сопрано Джойс ДиДонато, лауреат премии Грэмми 2012 года за лучший классический сольный вокал, одна из самых востребованных певиц современности.
О характере этой исполнительницы можно судить по такому эпизоду, ставшему достоянием всего мира благодаря сделанной записи. На представлении «Севильского цирюльника» в Ковент-Гардене 7 июля 2009 года певица оступилась на сцене и сломала малую берцовую кость правой ноги. Она закончила первый акт, припадая на одну ногу, а далее вышла петь на костылях. Оставшиеся пять спектаклей она исполнила роль Розины, передвигаясь по сцене в инвалидной коляске.
Джойс ДиДонато
Ну, а о вокальных ее данных вы сможете составить мнение, если отправитесь в пятницу в Вербье, где Джойс ДиДонато предложит публике редко исполняемый цикл Берлиоза «Летние ночи» на стихи Теофила Готье.
В концерте также прозвучит Симфония № 9 Шуберта, история которого тоже своеобразна. Дело в том, что о ее существовании мир узнал лишь через десять лет после смерти композитора, в 1838 году, благодаря другому гению — Роберту Шуману, обнаружившему партитуру среди бумаг покойного. Точное время работы над ней до сих пор неизвестно: рукой композитора в партитуре отмечено — март 1828. Но это может быть и дата окончания произведения, и дата его последней редакции.
Совершив прыжок длиной почти в 150 лет, в первый фестивальный вечер публика услышит также «Четыре нотации» Пьера Булеза, написанные в 1987 году по заказу Парижского оркестра. Это произведение представляет собой оркестровую сюиту, созданную на основе его юношеского сочинения «Двенадцать нотаций» (1945). Композитор отобрал первые четыре пьесы своего сочинения и расположил их в последовательности 1-4-3-2. По общему мнению, новый вариант произведения оказался необычайно удачным.
В субботу 18 июля обращаем ваше внимание на Концерт № 3 для фортепиано с оркестром Белы Бартока, который прозвучит в исполнении прекрасного венгерского пианиста Андраша Шиффа в сопровождении Камерного оркестра фестиваля под управлением Габор Такаша-Наги. То есть полностью венгерский вечер получается!
Андраш Шифф
В воскресенье 19 июля нам и всем остальным гостям фестиваля предстоит столкнуться с первой дилеммой этого года. Куда пойти: на сборный концерт (отличительную прелесть Вербье) с участием Рено и Готье Капюсонов, Аны Чумаченко, Александры Конуновой (только что завоевавшей третью премию на конкурсе имени П. И. Чайковского, Блайт Те Энгстроем, Миши Майского, Эдгара Моро, Михаила Петренко и Александра Мельникова (все это в Церкви) или на сольный концерт Дениса Мацуева (в Combines)? В первом случае в программе произведения Корнголда, Шуберта и романсы Аренского, Глинки, Бородина и Чайковского, а во втором — «Времена года» Чайковского, «Крейслериана» Шумана и три фрагмента из «Петрушки» Стравинского. Вот как тут разорваться?! Тем, кто не сделает выбора в пользу первого отделения в Церкви, а второго в Шатре (такое на фестивале тоже практикуется) на всякий случай сообщаем, что 21 июля пианист Денис Мацуев и бас Михаил Петренко выступят вместе в камерном концерте — в Церкви, в 11 утра.
Ильдар Абдразаков
В понедельник 20 июля будет полегче: днем можно спокойно пойти на сольный концерт Александра Мельникова (в Церкви в 14 часов)., в котором прозвучат 12 из 24 прелюдий и фуг Шостаковича, на создание которых композитора вдохновила поездка в ГДР на Международный конкурс на лучшее исполнение сочинений Баха, приуроченный к двухсотлетию со дня смерти немецкого гения. Это сочинение занимает особое место в репертуаре Александра Мельникова, на выступлениях которого мы уже неоднократно бывали и советуем вам не упустить возможность познакомиться с творчеством этого тонкого музыканта. Александр с отличием окончил Центральную музыкальную школу при Московской Государственной консерватории и Московскую государственную консерваторию по классу профессора Л. Н. Наумова. Стажировался в Мюнхенской Высшей школе музыки у профессора Элисо Вирсаладзе и в Международном фортепианном фонде (Озеро Комо, Италия) у К. Шнабеля и А. Штайера. Особую роль в его профессиональном становлении сыграл С. Т. Рихтер, который приглашал совсем еще юного Мельникова на свои фестивали в Москве («Декабрьские вечера») и во Франции.
Ну, а вечером мы точно отправимся в главный фестивальный зал-шатер слушать отрывки из «Луизы Миллер» Верди в исполнении, в частности, Ильдара Абдразакова, из года в год
покоряющего фестивальную публику, и итальянской сопрано Эрики Гримальди, которая заменит заболевшую Соню Йончеву. Во втором отделении прозвучат «Симфонические танцы» Сергея Рахманинова в исполнении Фестивального оркестра под управлением итальянского маэстро Джанандреа Носеды. Присоединяйтесь!
Автор: Надежда Сикорская, Вербье, 15.07.2015nashagazeta.ch