В Москве будет возрожден международный музыкальный конкурс имени великого композитора, пианиста и дирижера
Торжественное открытие III Международного конкурса пианистов имени С. В. Рахманинова. Фото: Дмитрий Коробейников / РИА Новости
Рахманиновское общество появилось в Советском Союзе 34 года назад — его создала группа профессоров Московской государственной консерватории. Общество поставило цель всячески пропагандировать творчество Сергея Васильевича Рахманинова и увековечить память великого творца. Именно благодаря его инициативе в столице на Страстном бульваре был установлен памятник Рахманинову работы скульптора Олега Комова, а в Тамбове и Великом Новгороде — памятники композитору, созданные Александром Рукавишниковым. Общество смогло даже установить бюст Рахманинова в Америке, в месте, где композитор впервые дал концерт в этой стране, и памятник ему там, где состоялось его последнее выступление. В Москве на Большой Ордынке открылся Рахманиновский дом, где находится рояль Сергея Васильевича, предметы, принадлежавшие ему и его близким, в концертном зале устраиваются музыкальные вечера. А в 1983 году Рахманиновское общество провело первый международный конкурс имени композитора. Всего конкурсов было четыре, их лауреатами становились такие известные пианисты, как Николай Луганский, Максим Филиппов, Ирина Осипова, Александр Сенчук, японец Чидо Садакацу, принявший православие.
— Последний конкурс состоялся в 2008 году, — рассказывает председатель правления и вице-президент Рахманиновского общества Тамара Паршина. — Потом начались финансовые трудности. Но мы всегда хотели продолжать собирать в Москве музыкантов со всего света и искали партнеров-помощников. Нам оказали поддержку Академия имени Гнесиных, Московская консерватория, Сицилийская музыкальная академия, Академия искусств имени Ференца Листа в Будапеште, фонд «Наследие нации». Но самую большую помощь оказал Русский академический фонд.
Председатель Русского академического общества Роман Путин и председатель правления, вице-президент Рахманиновского общества Тамара Паршина. Фото: Андрей Петров / «Русская планета»
— Мы давно занимаемся продвижением русской культуры за рубежом, — говорит председатель Русского академического фонда Роман Путин, — и считаем своим долгом сохранить конкурс имени Рахманинова, потому что в стране мало проектов такого масштаба, привлекающих лучших музыкантов со всей планеты. Мы видим, что люди, занимающиеся подготовкой этого музыкального праздника, вкладывают в свою работу много сил и она заслуживает самой высокой оценки.
Конкурс теперь поделен на четыре части и будет проходить в течение четырех лет. В 2016 году в Москве будут соревноваться пианисты, в 2017-м — вокалисты, в 2018-м — композиторы и в 2019 году — авторы исследовательских работ о музыке. Уже сейчас поступают заявки на участие в конкурсе, в том числе из европейских стран, формируется жюри. Чтобы стать участником музыкального состязания, необходимо представить видеоролик со своим выступлением. Исполнять на конкурсе будут, разумеется, сочинения Рахманинова, но не только.
— В планах у нас — создать генеральный свод произведений композитора и достоверную летопись его жизни, — говорит доктор искусствоведения, член ученого совета Рахманиновского общества Ирина Медведева. — Для этого нужен координационный центр.
Сергей Васильевич, о котором его близкие говорили: «Хочешь узнать, что такое Россия, — слушай музыку Рахманинова», был не только великим композитором и музыкантом, но и великим гражданином. Тамара Паршина рассказала, что он из Америки посылал в Россию и Европу деньги и продовольствие нуждающимся, большей частью совершенно не знакомым ему людям и организациям. Эти деньги многим в буквальном смысле спасали жизнь. Всего Сергей Васильевич потратил на благотворительность 684 тысячи долларов — в пересчете по нынешнему курсу это около 11 миллионов. При этом после своей смерти композитор не оставил ни акций, ни бриллиантов, ни роскошных замков.
До сих пор жизнь и творчество Рахманинова остаются предметом живейшего интереса ученых. Тамара Паршина рассказала об одной загадке, связанной с провалом Первой симфонии композитора в Петербурге, после которого он три года ничего не писал и даже лечился от депрессии. Принято было считать, что симфония провалилась, поскольку дирижер был нетрезв, а оркестр плохо отрепетировал. Но недавно молодая петербургская исследовательница Марина Михеева нашла в архивах ноты симфонии для отдельных инструментов, так называемые голоса. На них лиловыми чернилами были сделаны правки. Точно установлено, что правки эти вносил не Рахманинов. Но вот кто? Быть может, специалисты помогут установить имя человека, повлиявшего на неудачное исполнение рахманиновской симфонии, и это будет большим открытием в музыковедении.
Андрей Петров