Корейская скрипачка удивила зрителей конкурса Чайковского

Добавлено 22 июня 2015 muzkarta

Сергей Поспелов (скрипка), Международный конкурс имени П. И. Чайковского, Гайк Казазян (скрипка), Павел Милюков (скрипка)

Пом Сори Ким. Фото: tchaikovskycompetition.com
В Московской консерватории стартовал второй тур по специальности «Скрипка». Первый же день принес как минимум два сюрприза. Участники дневного прослушивания один за другим продемонстрировали необыкновенно высокий уровень — в предыдущие дни едва ли довелось услышать три столь же сильных выступления подряд. А вечернее прослушивание обернулось удивительной метаморфозой: кореянка Пом Сори Ким, которую публика критиковала за голую техничность и «идеальную имитацию совершенной человеческой игры», вдруг предстала умной, глубокой, темпераментной артисткой.

Таким образом, первый день второго тура показал как минимум четверых исполнителей, которых хотелось бы видеть среди финалистов, а впереди выступления еще шестерых. В дневном прослушивании первого дня второго тура приняли участие Павел Милюков (Россия), Александра Конунова (Молдова) и Майю Кишима (Япония), в вечернем — Ен Гук Ким (Южная Корея), Степан Стариков (Россия) и Пом Сори Ким (Южная Корея). В отличие от репертуара первого тура, почти целиком состоявшего из обязательных сочинений, во втором конкурсанты получили возможность представить по полноценной сольной программе. В нее, по условиям конкурса, должны входить одно или несколько произведений отечественного композитора, одна из скрипичных сонат Моцарта, Бетховена, Шуберта, Шумана, Брамса, Грига, Франка, Дебюсси, Равеля, Рихарда Штрауса, Бартока, Прокофьева, Шостаковича, одно сочинение виртуозного характера плюс одно или несколько произведений по выбору исполнителя. В течение дня в Малом зале состоялось шесть сольных выступлений часовой продолжительности, программы которых практически не повторяли друг друга.

Поскольку обязательными авторами первого тура были Бах, Паганини и Чайковский, вполне естественно, что участники второго тура обратили больше внимания на музыку ХХ века: четырежды звучали сочинения Прокофьева, дважды — Равеля и Изаи, по одному разу — Сибелиуса, де Фальи, Рихарда Штрауса, Хиндемита, Шнитке. Из исполненных произведений четыре хотя бы по одному разу уже присутствовали в программах I тура: «Интродукция и Рондо-каприччиозо» Сен-Санса, «Цыганка» Равеля, «Размышление» Чайковского, Фантазия До мажор Шумана-Крейслера. Таким образом, уже сам подход к составлению программы сообщал о каждом исполнителе много нового. Первый день второго тура наглядно показал разницу между старанием и мастерством: мало кто из шестерых остался на том же уровне, который был показан в первом туре, почти каждый сделал существенный шаг вперед.

Это и Павел Милюков, начавший с масштабной Сонаты Бетховена № 7 и закончивший «Цыганкой»; между ними он сыграл «Посвящение Паганини» Шнитке — виртуозную, драматичную пьесу, по недоброй традиции скрипичного состязания прерванную аплодисментами и криками «браво». Это и Александра Кокунова, выступившая еще увереннее, чем в I туре; она представила Сонату № 3 Грига, Сонату № 3 Изаи и «Интродукцию…» Сен-Санса. Украшением ее программы стали «Пять мелодий» Прокофьева. Это и Майю Кишима, выбравшая «Элегическую поэму» Изаи, «Испанский танец» де Фальи, Сонату Ми-бемоль мажор Рихада Штрауса и те же «Пять мелодий». Выступление Майю Кишима — один из счастливых моментов конкурса, когда, с одной стороны, желаешь исполнителю победы; с другой стороны, видишь в нем зрелого, сложившегося артиста, которому тесны рамки конкурса и у которого есть практически всё для полноценной международной карьеры.

Удивительным образом одно и то же сочинение Прокофьева два раза подряд прозвучало и у участников вечернего прослушивания: с Сонаты № 1 свои выступления начали Ен Гук Ким и Степан Стариков. Первый продолжил «Меланхолической серенадой» Чайковского, «Цыганкой» Равеля и редкостной Honza Nori для скрипки соло корейского композиторы Янг Чо Ли. Второй — Фантазией До мажор Шумана-Крейслера и «Кампанеллой» Паганини. По словам одного из активных комментаторов конкурса в социальных сетях, «Ен Гук Ким и Степан Стариков устроили мини-состязание, кто скучнее и бессмысленнее, но точнее по нотам сыграет текст под названием Скрипичная соната № 1 Прокофьева». Если это и преувеличение, то лишь отчасти; среди шестерых полуфиналистов двое звучали очевидно слабее других.

Кульминацией вечернего прослушивания стало выступление Пом Сори Ким, чья программа была самой разнообразной и продуманной. Начав эффектной Сонатой № 1 Хиндемита, она сразу показала себя в новом свете: неужели это та исполнительница, которую несколькими днями раньше слушатели критиковали за механистичность и заученность? Пусть даже она играла Хиндемита с некоторым романтическим уклоном, зато сколько в ее исполнении было свободы! Пом Сори Ким продолжила Сонатой № 8 Бетховена — этот номер мог бы стать удачной кульминацией выступления, а впереди было еще больше половины!

Лирическим центром программы стали «Размышление» Чайковского и две пьесы Сибелиуса, а на десерт была обещана Фантазия Ваксмана на темы из оперы «Кармен» Бизе. И если в первом туре скрипачка удивляла публику лишь техникой, здесь она раскрылась как настоящая артистка, на наших глазах прожив за десять минут все наиболее драматичные моменты великой оперы. Пом Сори Ким играла так, словно это последний в ее жизни концерт, которому надо отдать себя без остатка, и результатом стало незабываемое исполнение.

22 июня прослушивания второго тура продолжатся. Выступят Юй-Чень Цзэнь (13:00), Клара-Джуми Кан (14:00), Ю Джин Чан (15:00), Гайк Казазян (19:00), Сергей Поспелов (20:00), Кристофер Тун Андерсен (21:00). Затем — один день перерыва и следом — второй этап второго тура, посвященный скрипичным концертам Моцарта.

Текст: Илья Овчинников

www.rg.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору