18 февраля в филармонии прошел концерт абонемента «ProКлассику». Музыковед Ярослав Тимофеев и Рязанский губернаторский симфонический оркестр под управлением Сергея Оселкова представили программу «Концерты для оркестра».
Концерт для оркестра — удивительный жанр, где нет солистов в привычном понимании, как, например, в концерте для скрипки с оркестром или фортепиано с оркестром, но каждый из музыкантов большого коллектива может быть «главным героем» того или иного фрагмента произведения.
В программе вечера прозвучали произведения, представляющие эволюцию жанра. Бранденбургский концерт № 3 Иоганна Себастьяна Баха стал некой «точкой отсчета» в повествовании. Многие исследователи полагают, что в данном цикле (Бах написал шесть подобных концертов) немецкий композитор предвосхитил рождение симфонии.
Из века XVIII слушатели переместились в XIX столетие, представленное серенадой для струнного оркестра до мажор Петра Чайковского. По мнению Я. Тимофеева, это произведение, изначально задуманное композитором как симфония, является подсознательным признанием в любви автора к своему кумиру Вольфгангу Амадею Моцарту, к меценату Надежде фон Мекк, пятнадцать лет поддерживающей музыканта, к Петербургу, где композитор прожил значительную часть своей жизни, к самому естеству музыки.
Апогей эволюции развития жанра- «виновника музыкального торжества» проиллюстрировал концерт для оркестра венгерского композитора XX века Белы Бартока. Произведение стало одним из свидетельств крупнейшей трагедии середины прошлого столетия — Второй мировой войны. В пяти частях с помощью различных — традиционных и нестандартных — звукоизобразительных приемов автор описал противостояние жизни и разрушительных сил, в котором жизнь все же побеждает.
Новая встреча абонемента «ProКлассику» состоится 24 марта. Продолжая начатую в прошлом концертном сезоне игру в числа, Ярослав Тимофеев и Рязанский губернаторский симфонический оркестр под управлением Сергея Оселкова представят Четвертые симфонии Людвига ван Бетховена и Густава Малера.