Симфонические вечера в Уральской консерватории. «…и острый галльский смысл, И сумрачный германский гений…»

Добавлено 14 декабря 2016 Уральская консерватория.Концертный отдел

Антон Шабуров (дирижер), Уральская консерватория

Декабрьский концерт Симфонического оркестра Уральской консерватории (дирижер — лауреат Международных конкурсов Антон Шабуров) представит слушателям яркие сочинения европейских авторов конца XIX — начала ХХ века, принадлежащие к стилевым направлениям неоклассицизма и импрессионизма.

Морис Равель (1875–1937)

Рождение оркестровой сюиты «Моя Матушка-Гусыня» столь же необычно, как и ее название. Осенью 1908 года Равель сочинил пять пьес для фортепиано в 4 руки, посвященных Мими и Жану Годебским. Это были дети его друзей, которых не имевший семьи композитор любил как родных. Ее первыми исполнителями должны были стать Мими и Жан. Однако не уверенные в своем владении фортепиано дети отказались, и на премьере 20 апреля 1910 года в Париже сюиту сыграли две юные ученицы консерватории. В 1911 году Равель оркестровал сюиту, и 12 января 1912 года она впервые прозвучала в Париже. А две недели спустя, 14 января по старому стилю, состоялась ее русская премьера в концертах Александра Зилоти в Петербурге. В аннотации сообщалось, что оркестрованы пьесы Равеля именно по просьбе русского дирижера. В следующем году на эту музыку с добавлением нескольких эпизодов в Париже был поставлен балет в пяти картинах по сценарию Равеля «Сон Флорины».

Название сюиты связано с давней традицией французского фольклора. Имя Матушки-Гусыни носит сказочница, изображавшаяся с гусиными лапками, которой приписывались многие народные сказки. Так же назван первый сборник обработок французских сказок, изданный в 1697 году Шарлем Перро (1628–1703).

Не менее интересен другой опус Равеля — «леворучный» Второй фортепианный концерт, написанный по заказу пианиста, потерявшего руку на фронте в Первую мировую войну. Подобное авторское самоограничение отнюдь не повлияло на цельную и самодостаточную концепцию произведения, где соседствуют и романтическая страсть, и изощренность интонационной сферы, и лирические кульминации.
Говоря о Втором концерте, Равель указывал на важное значение проблемы фактуры: «В произведениях такого рода важно, чтобы музыкальная ткань не казалась облегченной, но, напротив, звучала бы как исполняемая двумя руками. Поэтому я и приблизился в нем к пышному и помпезному стилю музыки традиционного концерта». Композитор говорит о монументальности фактуры, особенно примечательной в произведении, написанном для одной левой руки.
Солистом выступит Заслуженный артист РФ,
Заслуженный деятель искусств РФ, Валерий ШКАРУПА

Иоганнес Брамс (1833- 1897)

Симфония № 4 ми минор — последняя симфония Иоганнеса Брамса. Она была написана в 1884–1885 годах и принадлежит к числу наиболее совершенных и самобытных творений Брамса. С потрясающим драматизмом и несгибаемой стойкостью духа в ней рассказывается о трагических перипетиях жизненной борьбы.

Драматургия произведения уникальна. И. И. Соллертинский определил её как движение «от элегии к трагедии». Особенно необычен финал симфонии, в котором вместо традиционно мажорной музыки происходит трагедийная развязка цикла

Первая часть начинается как бы с полуслова, словно из пустоты возникает певучая элегическая мелодия; затем вторгается «тема фанфар», отделяя друг от друга две лирические темы — главную и побочную. Интенсивная разработка приводит к напряженной, но неожиданно тихой кульминации, и реприза начинается почти незаметно. Только в конце части на краткий миг обнажается весь трагизм происходящего, но еще не раскрывается до конца

Вторая часть дает отдых чувствам в возвышенном созерцании. Красота и гармония мироздания — в этом образный смысл медленной части симфонии.

Третья часть — большое шумное скерцо. Танцевальные мотивы, внезапные контрасты наполняют музыку ощущением реальности бытия, подобно ослепляющему свету солнца

Тем трагичнее звучит финал симфонии — её четвертая часть. Еще никогда в симфониях Брамса не было такого сильного контраста. «Здесь переплетаются отчаяние и надежда, борьба и смиренная покорность…»

Билеты в Центральной кассе Городских зрелищных касс
пр. Ленина, 26 (Здание консерватории, вход с Ленина, на углу под арками)

Стоимость 150–200 рублей

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору