Гость второй страницы — Александр Станиславович ЦВЕТКОВ, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры астрономии математико-механического факультета СПбГУ:
«НАДО ЧИТАТЬ ПУШКИНА И СЛУШАТЬ БАХА»
— Александр Станиславович, Ваша землячка, психолингвист Татьяна Черниговская говорит об особо сложных нейронных связях в мозгу у танцоров и музыкантов. Что уж говорить о нейронных связях кандидата наук и одновременно органиста…— У многих выдающихся личностей, в том числе и в кругу моих знакомых, такие связи есть. В порядке вещей, когда в человеке сочетаются разные специальности: астрономия и музыка, медицина и музыка.
— Вы окончили музыкальную школу по классу виолончели, своей специальностью выбрали науку, играете на органе…
— Хотел учиться игре на фортепиано, но из-за большого конкурса на это отделение не попал, пошел на струнные, поэтому и виолончель. Любовь к музыке у меня от родителей. Когда-то в далеком детстве отец подарил мне пластинку польской органной музыки XVI—XVII вв. еков, 40 лет я искал ноты этих произведений. Авторы большинства неизвестны, поэтому, даже если они есть в интернете, найти их трудно. Вдруг однажды получаю письмо из города Шахты от врача скорой помощи, кандидата медицинских наук, кардиолога, который 12 лет преподает орган в музыкальной школе. В письме то, что я искал! Мне повезло сыграть все эти произведения на юбилейном концерте, посвященном 1100-летию крещения Польши в костёле Святого Станислава в Петербурге.
Другой мой знакомый — врач-паразитолог, доктор медицинских наук, занимается реставрацией органов. Он восстановил орган в Печорах. В прямом смысле слова вытряхнул из органных труб сухих летучих мышей, птиц и вернул инструмент в рабочее состояние. Музыкантов много и среди астрономов. Мой замечательный учитель — профессор Вениамин Витязев, директор Астрономического института СПбГУ — прекрасно разбирался в музыке, великолепно играл и даже записал 32 сонаты Бетховена.
— Интересно, среди ученых много музыкантов, а есть ли обратные примеры?— Да, конечно. Например, Уильям Гершель (английский астроном, оптик и композитор немецкого происхождения) по основной специальности был музыкантом, композитором, написал более двух десятков симфоний, множество органных произведений. А стал известен как астроном и оптик. Он открыл планету Уран, понял, что наша галактика образует достаточно плоскую систему, оценил ее примерные масштабы (тысячи световых лет), изготавливал лучшие в мире телескопы и делал это столь профессионально, что даже продавал их.
— Когда Вы начали учиться игре на органе?— Десять лет назад сел за электронный инструмент. Занимался самостоятельно, целенаправленно, благо необходимая информация сейчас в широком доступе.
— Во взрослом возрасте так овладеть инструментом, здорово!— Помните старый анекдот, когда прохожий спрашивает уличного музыканта, как попасть в Карнеги-холл?
— А тот отвечает: «Заниматься, уважаемый, только заниматься».
— Так действовал и я.
— Где состоялось Ваше первое выступление как органиста?— В школе, где работаю, а через год выступил с концертом в Кафедральном соборе церкви Ингрии (Мариенкирхе) в Петербурге, тогда впервые играл на духовом органе. Признаюсь, думал, что это мой первый и последний концерт, но одно за другим стали поступать предложения.
Неоднократно играл в Эстонии, в церкви в Святого Карла, инструмент там шикарный. Хотел бы сыграть там еще.
У меня есть намерение, поддержанное единомышленниками, построить в Павловске или в Пушкине барочный духовой орган.
— Буду держать за вас кулаки. Яркое сочетание Вы выбрали: математика — царица наук, и орган — король музыки.— По большому счету моя специальность — математическая астрономия. Работаю в университете на кафедре астрономии.
— Расскажите о самом, на Ваш профессиональный взгляд, ярком астрономическом факте.— Он лежит на поверхности. Если открыть учебник Воронцова-Вельяминова 80-х годов, там написано: «Звезды являются самыми распространенными объектами Вселенной, в них сосредоточено до 97 процентов видимого вещества». Получается, Вселенная по большему счету — звезды. В XXI веке стало ясно, что основное ее содержимое — темная материя неизвестной природы. Звезды же составляют не более 1 процента, 4 процента — межгалактический газ, процентов 30 — материя, а основное содержание Вселенной мы не знаем. Вопрос «что это» — все еще открыт.
— Как сказал один французский писатель: «Если бы мы познали тайны Вселенной, то тотчас впали в неизлечимую скуку». Не могу не спросить, как Вы относитесь к астрологическим предсказаниям?— В свое время гороскопы составляли и Кеплер, и Коперник, жить на что-то надо было. Возможное влияние гравитационных полей планет на человека проверяли, корреляции обнаружить не удается, ее ноль. Во-круг значительно больше других, влияющих на здоровье и поведение людей, факторов, те же солнечная активность, погодные явления.
— Вы сказали, что работаете в школе, преподаете в университете. Как меняется и меняется ли с годами интерес детей к наукам, к музыке?— Преподавать начал еще студентом. К огромному сожалению, интерес подрастающего поколения и молодежи к тому и другому снижается. С образованием в нашей стране серьезные проблемы, с советским оно не идет ни в какое сравнение.
— Что могло бы спасти затянувшуюся в образовании всех ступеней ситуацию?— Возрождение советской школы, которая была построена по типу классической гимназии. То образование было фундаментальным, научным и разносторонним.
Мы живем в скоростном ритме, все нужно делать как можно быстрее, о качестве речь идет все меньше. Ценность получения, запоминания, хранения информации падает, мало кто успевает пропустить ее через себя, наработать базу.
Будь то музыка, наука — нужно работать системно, отрабатывая каждый навык.
— Александр Станиславович, Вы еще и преподаете вокальное искусство, и приехать в Ржев должны были со своей ученицей Мариной Макаровой.— Да, в этот раз наша совместная поездка не состоялась, получится — обязательно приедем в другой раз. У Марины великолепный голос. Мы вы-ступали в Милане, в марте этого года был ее первый концерт в Мариинском театре. Одаренная, трудолюбивая девушка, работа с ней приносит радость.
— Считается, что главный смысл вокального искусства — в звучании слова, умении воплощать в пении мысли.— Это одна из составляющих, приоритеты расставлять нельзя, в вокале важен комплексный подход. Кто-то говорит, что первые годы надо заниматься дыханием, петь только вокализ и ничего другого не делать. Кому-то такой подход, быть может, и подойдет, но в большинстве случаев это будет неэффективным расходом времени. Нужно понимать музыку, которую поешь, учить языки, на которых поешь (хотя бы фонетику), и все это в молодом возрасте делать одновременно. Ограниченное обучение считаю неправильным.
— Какую музыку слушаете Вы?— Конечно, Баха, музыку, ему предшествовавшую. Слушаю и разучиваю музыку для концертов. Густав Леонхардт (прим. ред. — нидерландский органист, дирижёр) на своем послед-нем концерте в Петербурге метко сказал: «Берешь какую-нибудь голландскую мелодию XVI века, слушаешь и понимаешь, как низко мы пали…»
— Ржевитяне, кто пришел на Ваш концерт в Лютеранскую церковь, не прочь были послушать органную музыку Микаэля Таривердиева — узнаваемо, легче воспринимается…— Есть такие предпочтения, да. Я играл оригинальное произведение Таривердиева, не транскрипцию. Он много писал для органа, в Калининграде даже проводится конкурс органистов имени Таривердиева.
— А есть те, кто под органную музыку засыпает…— Не готовы к ней. Это то же самое, что читать японскую поэзию, написанную иероглифами. Не зная языка, сложно разобраться в смыслах.
— Когда я слушаю органную музыку, воображение начинает рисовать картины детства, цветущих полей, космоса…— Это называется киномузыка, первый этап восприятия, самое начало. Произведения Баха, музыка эпохи барокко не имеют прямого иллюстративного ряда. Музыка вообще абстрактное искусство.
— Надо себя воспитывать…— Конечно, воспитывать, приучать себя. Но музыка не математика, в ней не обязательно начинать со средневековья, далее идти к возрождению, можно Альфреда Шнитке слушать, у него довольно простая для восприятия музыка. Несомненно, когда все в системе, начинаешь понимать музыкальные веяния, влияния, восприятие становится интереснее.
— Считается, что лучшее влияние на человека оказывает именно классическая музыка…— Классическая музыка — понятие широкое. Вся эволюция европейской музыки, ее энергия идет от распада европейской цивилизации. Изначально музыка была одноголосной, исключительно религиозного значения, без указания авторства, никому не приходило в голову приписывать его себе. То же можно сказать о скульптуре, изначально заключенной в камне, который нужно лишь очистить.
В музыке ренессанса и барокко появилось многоголосье, украшательство. Герои сюжетов опер этой эпохи — боги, античные персонажи, в эпоху классицизма — представители разных сословий, в романтизм героями становятся артисты, поэты, куртизанки, та же потрясающая и безнравственная Кармен, народу становится интересно это. К XX веку из музыки изгнали человека, а потом из музыки начали изгонять и саму музыку. Вот это прогресс…
— Да, суть прогресса происходящему противоположна, противоречия налицо. И все же что из классики Вы бы рекомендовали слушать?— Если провести опрос, кто самый великий писатель, художник, скульптор, получим разные, особенно у людей разных национальностей, ответы. Но если спросить, кто самый великий композитор, большинство сойдутся на одном — Бах. Он вобрал в себя всю музыку, довел ее до совершенства. Тем, кто живет после Баха, повезло — мы имеем возможность слушать и исполнять его произведения. Отвечу так: если мало времени, надо читать Пушкина и слушать Баха.
— Спасибо за интересную беседу, Александр Станиславович. Будем ждать Вас и Марину в Ржеве с концертом.http://rzhevnews.ru/?p=33977